Вели́кий Шёлковый путь (кит. 絲綢之路 — sīchóuzhīlù, узб. Buyuk Ipak Yo'li, уйг. يىپەك يولى, тадж. Шоҳроҳи Абрешим, каз. Ұлы Жібек жолы, кирг. Улуу жибек жолу, перс.جاده ابریشم, араб. طريق الحرير, хинди रेशम मार्ग, монг. Торгоны зам, туркм. Beýik Ýüpek Ýoly) — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь, использовался для вывозашёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу вДуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану иказахские степи, южная — мимо озераЛоб-Нор по южной окраине пустыниТакла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — вПарфию, Индию и на Ближний Востоквплоть до Средиземного моря. Термин введён немецким географом Рихтгофеномв 1877 году.

В I веке Великий Шёлковый путь соединялДацинь и Серес
Основная статья: Древние контакты между Китаем и Средиземноморьем
Завоевательные походы Александра Македонского значительно расширили познания Запада и Востока друг о друге, создав предпосылки для установления торговых связей. Китай начал экспортировать шёлк, как только осознал свою потребность сначала в нефрите ижадеите из копей Хотана и Яркенда, а потом в породистых арабских скакунах, которые значительно превосходили по своим качествам низкорослых китайских лошадей.