Ровно 20 лет назад - в 1993 году - в России состоялся всенародный референдум, целью которого было разрешение острого политического кризиса, возникшего между исполнительной и законодательной ветвями власти. Его еще называют "конституционным". Подробности - в рубрике Андрея Светенко на "Вестях ФМ".
Проще говоря, в стране тогда было двоевластие. Президент и правительство - с одной стороны, Съезд народных депутатов и Верховный Совет - с другой. Причина кризиса заключалась не только в расхождении политических взглядов между Ельциным и его оппонентами в парламенте, которых возглавлял Хасбулатов, речь шла о принципах государственного устройства. Парадокс и абсурд, ведь в стране продолжала действовать советская Конституция образца 1977 года, в которую всего лишь в рабочем порядке вносились коррективы и поправки, в том числе о полномочиях президента. На практике это привело к неразрешимой правовой коллизии. Хотя, если разобраться, речь-то всего-навсего шла о том, какая в России будет республика - президентская или парламентская. Понятно, что каждая сторона желала исхода в свою пользу. Но тут оба варианта приемлемы, оба хороши. В одних странах - так, в других - эдак. А у нас было, что называется, и то и то. В результате страна оказалась неуправляемой. Ни реформ, ни контрреформ.
Главное же, что осложняло процесс - это политические противоречия между либеральным центром в лице президента и кабинета министров и консервативным в своем большинстве Съездом народных депутатов, состав которого был избран еще при советской власти. В результате решили обратиться к мнению народа. Но вопросы для голосования и порядок подсчета голосов при этом формулировал оппозиционный Ельцину парламент. В нем было 4 вопроса, которые звучали так: "Доверяете ли вы президенту Ельцину? Одобряете ли вы социально-экономическую политику президента и правительства? Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента? Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов?". То есть это фактически голосование о доверии Ельцину.
Рассчитывали на то, что к весне 1993 года население России уже разочаровалось в реформах, в демократии. Уровень жизни многих существенно упал, люди лишись прежних ориентиров в жизни, не говоря уже о работе. Поэтому результаты голосования на референдуме оказались неожиданными для всех. За доверие Ельцину - 58,7%, за одобрение якобы непопулярных и антинародных социально-экономических реформ - 53%, за перевыборы Ельцина - всего 49% (то есть не проходит), а за переизбрание депутатов - 67,2%. То есть результате были те самые, как в предвыборных роликах: "Да, да, нет, да".
Другое дело, что нардепы, как говорится, подстели заранее соломку. Для принятия решения по перевыборам парламента нужно было большинство не от принявших участие в голосовании, а от всех граждан, имеющих право голоса. А в референдуме приняло участие 64% граждан. Так что все остались при своем интересе. А референдум фактически оказался всего лишь квалифицированным опросом общественного мнения. Правда, весьма показательным. Однако на двоевластие он не повлиял.