"Лесная нечисть изъясняется вульгарным гротеском, раскрепощенные тела змеятся, извиваются, колышутся и корчатся, зримо воплощая все низменные стороны человеческой натуры. Фантастические птицы "чирикают" классическим танцем, легким, полетным, по-якобсоновски смело и необычно трансформированным. Народ, как ему и положено, степенно рассуждает языком характерного танца...
Партии трех главных героев по сложности, наверное, стоят в одном ряду со "Спящей красавицей" и "Лебединым озером". Все богатство классического танца, сольного и дуэтного, которое выработало танцующее человечество к 1950 году, интересные актерские задачи — что еще надо взыскательному солисту, чтоб мечтать станцевать "Шурале"?!
(...) По окончании спектакля в лучших имперских традициях начались торжественные речи и раздача правительственных наград. Политкорректный итог премьеры подвел председатель парламента Татарстана: "Слава Богу!", и тут же поправился: "И Аллаху!" Художественный итог подвела министр культуры Татарстана. Она зачем-то вывела на мариинские подмостки Вана Клайберна, и пока тот смущенно раскланивался, державная дама задумчиво произнесла в микрофон: "Вот такое "Шурале"..."
И краткое содержание балета на сайте Мариинского театра.
Отвлекаясь от частностей (когда речь идёт просто о сюжете, он абсолютно бесхитростен, более того, вообще не имеет никакого смысла, оторванный от музыкально-пластического воплощения, нет в либретто самом по себе ни Тукая, ни поэзии, именно поэтому я позволяю себе такую вольность, как "отвлечься от частностей"), мы без труда заметим, что все события разворачиваются вокруг крыльев, грубо говоря, это Главный предмет либретто - СИМВОЛ СВОБОДЫ, как условие полёта, символ вдохновения, красоты... Нет, крылья не нужны Шурале, крылья не нужны Батыру, они - преграда к достижению их цели - овладения прекрасной девушкой...
"Падший ангел" - символ очень глубокий, символ страшный, им пронизана вся история мировой культуры...
Но ведь ради крыльев закладывали свою душу?
И, насколько я понял, Якобсон предполагал трагичный конец.