Раннее творчество 3аболоцкого сосредоточено на проблемах города и народной массы, оно отмечено предметностью, свойственной футуризму, и многообразием бурлескной метафорики. Природа понимается в стихах 3аболоцкого как хаос и тюрьма, гармония — как заблуждение. Вопрос о смерти и бессмертии определяет поэзию 3аболоцкого 30-х годов. Ирония, проявляющаяся в преувеличении или упрощении, намечает дистанцию по отношению к изображаемому. Поздние стихи 3аболоцкого объединяются общими философскими устремлениями и размышлениями о природе, естественностью языка, лишённого патетики, они эмоциональнее и музыкальнее, чем прежние стихи 3аболоцкого, и ближе к традиции. К антропоморфному изображению природы здесь добавляется аллегорическое («Гроза», 1946).