История киномузыки началась, еще до изобретения
звукового кино. Немые фильмы обычно сопровождались музыкой, чаще всего в
исполнении пианиста-импровизатора (тапёра). И хотя в большинстве
случаев музыкальная иллюстрация киносеансов не отличалась высоким
художественным качеством, она была необходима, и это ясно чувствовали и
зрители. Перед их глазами совершалось чудо: на экране оживало
фотографическое изображение, двигались, спешили, разговаривали люди, но
все это происходило в полнейшем безмолвии. Этот удивительно реальный, но
немой мир казался зрителям странным. Поэтому музыка и оказалась
необходимой в кино. Ее требовало, прежде всего, движение
киноизображения, неразрывно связанное в нашем восприятии со звуком. В
какой-то мере музыка заменяла и отсутствовавший в немых фильмах диалог.
Новые возможности открылись перед музыкой с изобретением звукового
кино, и не случайно им заинтересовались композиторы. Музыка издавна
тяготела к союзу с другими искусствами: с поэзией в песне и романсе, с
танцем - в балете. Музыка в кино явилось еще одним, новым типом
синтетического искусства.