Федерализм в России во многом
уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не
сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую
модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки
копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что
расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны.
Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной
организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. В этой связи
ссылки на международный опыт, примеры других государств, а тем более аргументы
в пользу использования зарубежного опыта, - очень условно. Как правило, они
используются российскими политиками и учеными для подкрепления идеологической
позиции. Например, “развитие принципов федерализма, является укреплением
принципов демократии”. В международной практике, однако, происходит наоборот.
Поскольку почти три четверти субъектов Федерации не обладают статусом
государства в составе РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку,
Россия, провозгласившая федеративное устройство, оправданно сохраняет немало
конструкций, присущих унитарному государству. При этом важно подчеркнуть, что в
мире более типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты
объединяются, создают центр и передают ему часть своих полномочий. В России
согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра – субъектам,
самостоятельность которых неравномерно увеличивается. Причем предметы ведения и
полномочия между органами государственной власти Федерации и ее субъектов
разграничиваются Конституцией, Федеральным и иными договорами. “Иные договоры”
так и остались бы гипотетической возможностью, не востребованной практикой, -
как это и происходит в других федерациях, если бы в отношениях центра с
отдельными субъектами Федерации не возникли серьезные проблемы.
Сепаратистские настроения в регионах во многом зависят от нестабильности
центральной власти. Но эта стабильность, в свою очередь, обусловливается
региональным сепаратизмом. Большей или меньшей самостоятельности хотят все.
Каждый субъект РФ, исходя из своих возможностей давления на центр, выстраивает
собственную модель взаимоотношений с ним, пытаясь закрепить ее двусторонним
договором. Поэтому каждый субъект федерации имеет аргументы и примеры, опираясь
на международный опыт. Используется, однако, не все, а только то, что подходит
под политическую задачу.
В международном опыте широкое признание в правовых доктринах и на практике
получила территориальная автономия. В настоящее время сложилась территориальная
автономия двух видов.
Первый - наделение части территории государства более широкими правами, чем
другие, принимая во внимание особенности исторического, экономического
характера, а также наличие компактно проживающей группы, подпадающей под
понятие "национальное меньшинство".
Второй - придание специального статуса территориальным образованиям в рамках
всей страны.