Фольклорные
традиции в произведениях русской литературы 19-20 веках
Фольклор - это
разновидность отображения народного сознания. И это отличает его от других форм
языкового искусства, в том числе и от литературы, в которой народная мудрость
выражается одинокой личностью автора. Литературное произведение также может
отображать сугубо личностное восприятие окружающего, в то время как фольклор
объединяет собирательное, общественное видение. Современное литературоведение
все чаще обращается к феномену массовой литературы и особенностей ее
функционирования в пределах России.
Для литературы XIX в. характерно широкое
обращение к устному народному творчеству. А. С. Пушкин стал первым поэтом XIX
века, который широко показал все богатство и красоту русской народной культуры.
Песни и поговорки, предания и загадки — все наследие русского народа включалось
поэтом в произведения. От этого стихотворения и повести не теряли своей
возвышенности и утонченности, напротив, они многое приобретали от такого
влияния.
Пушкин создает повесть «Капитанская дочка», в
которой использует в роли эпиграфов к главам народные песни и пословицы,
подчеркивая ими идейный смысл произведения. Он создает свои замечательные
сказки, в которых проявилось глубокое понимание социальной сущности фольклора,
в частности сатиры народных сказок. Пушкин перевел прозаические сюжеты в стихи
и создал много оригинального в этой области, например своеобразный стих сказки
о попе и работнике Балде.
Лермонтов написал поэму о купце Калашникове, используя
песню о Кострюке.
Гоголь добивается большого успеха в создании
героической, патриотической повести с использованием украинского фольклора
(«Тарас Бульба»).
Глубоко реалистически использован фольклор в
творчестве Н. А. Некрасова. Поэт с детства знал народные песни, сказки и
легенды. Как революционный демократ, он подчинил использование фольклора в
своих произведениях идее крестьянской революции. Образ Савелия — богатыря
святорусского, — как и другие персонажи поэмы «Кому на Руси жить хорошо»,
показывают прекрасное знание поэтом народной жизни и творчества. Фольклор помог
поэту правдиво показать тяжелое положение народных масс, их духовный мир, их высокие
моральные качества. В своей поэме Некрасов создал образ человека, любящего
народ и его творчество,— Павлуши Веретенникова. Некрасову
принадлежат и такая прекрасная песня, как «Тройка» («Что ты жадно глядишь на
дорогу»), и легенды (о Кудеяре). Используя народные мотивы, поэт создает образы
русских женщин — Матрены Тимофеевны и Дарьи. Он широко обращается к разным
фольклорным жанрам; песням, пословицам, загадкам.
Каждый последующий этап истории русской литературы
давал много нового в осмыслении ценностей народного творчества. Новая ступень в
развитии реализма в конце XIX —начале XX в. внесла своеобразие и во
взаимоотношения литературы и фольклора.
Так, прозаики часто использовали форму народной
сказки, причем все более усиливался ее сатирический характер. Самый яркий
пример дают «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки С.М.Степняка-Кравчинского
приняли агитационный характер («Сказка о копейке»). Более нравоучительными были
сказки В.М. Гаршина, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова. Все эти произведения
предназначались не для детей, как сказки писателей первой половины XIX в.
(С.Т.Аксакова, В.Ф.Одоевского и др.), а были подчинены решению важных
социальных вопросов.