"Судьба человека" — это рассказ-поэма о человеке, воине-труженике,
который вынес все тяготы военных лет и сумел пронести через неимоверные
физические и нравственные страдания чистую, широкую, открытую добру и
Свету душу.
В "Судьбе человека" описаны необычные, исключительные
события, но в основе сюжета лежит реальный случай. Рассказ построен в
форме исповеди главного героя. О своем участии в гражданской войне, о
том, что смолоду уже был сиротой, о том, что в голодном двадцать втором
году "подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел", он
сообщает вскользь, сосредоточиваясь по контрасту на жизни с семьей до
Отечественной войны и в основном на самой недавно закончившейся войне.
Мы
узнаем, что до войны Андрей Соколов был скромным тружеником,
строителем, отцом семейства. Он жил обычной жизнью, работал и был
по-своему счастлив. Но грянула война, и мирное счастье Соколова, как и
миллионов других людей, было разрушено. Война оторвала его от семьи, от
дома, от труда, — от всего того, что он любил и ценил в жизни.
Андрей
Соколов пошел на фронт защищать родину. Тяжел и трагичен был его путь.
На его плечи обрушились все тяготы и беды военной поры, и в первый
момент он почти растворился в общей массе, стал одним из многих
работников на войне, но это временное отступление от человеческого
Андрей вспоминает потом с самой острой болью.
Война стала для
Соколова дорогой бесконечных унижений, испытаний, лагерей. Но характер
героя, его мужество раскрываются в духовном единоборстве с фашизмом.
Андрей Соколов, шофер, везший снаряды на передовую, попал под обстрел,
был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы.
Человеческий подвиг Андрея Соколова по-настоящему предстает не на поле
боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей
проволокой концлагеря.
Вдали от фронта Соколов пережил все тяготы
войны и бесконечные издевательства. Навсегда останутся в его душе
воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей за колючей
проволокой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за
жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком. Лагерь стал
для Андрея и испытанием на человеческое достоинство. Там ему пришлось
впервые убить человека, не немца, а русского, со словами: "Да какой же
он свой?" Это событие стало испытанием потерей "своего".
Потом была
неудачная попытка бегства. Кульминацией рассказа стала сцена в
комендантской. Андрей вел себя вызывающе, как человек, которому нечего
терять, для которого смерть — высшее благо. Но сила человеческого духа
побеждает — Соколов остается жив и выдерживает еще одно испытание: не
предав в комендантской честь русского солдата, не теряет достоинства и
перед своими товарищами. "Как будем харчи делить?" — спрашивает его
сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Веем поровну", — отвечает
Андрей. — Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой.
Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку
брали на учет, ну, а сала... только губы помазать. Однако поделили без
обиды".
Смерть не раз смотрела ему в глаза, но Соколов каждый раз
находил в себе силы и мужество оставаться человеком. Он помнил, как в
первую ночь, когда его в числе прочих военнопленных закрыли в
полуразрушенной церкви, он вдруг услышал в темноте вопрос: "Раненые
есть?" Это был врач. Он вправил Андрею вывихнутое плечо, и боль
отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в
страшных условиях, он продолжал "свое великое дело делать". Значит, даже
в плену нужно и можно оставаться человеком. Нравственные связи с
человечностью не смогли оборвать никакие жизненные перипетии, Андрей
Соколов в любых условиях действует сообразно с "золотым правилом"
нравственности — не делай больно другому, остается добрым и отзывчивым к
людям (по мысли Шолохова, человек должен сохранять в себе человеческое,
несмотря ни на какие испытания).