XI-XIII вв. по всей Западной Европе развернулось грандиозное строительство. Один за другим вырастали величественные дворцы и грозные замки, поднимались городские ратуши, возводилось обычное жилье. Ведущая роль отводилась церковной архитектуре.
XI в. С Праи, и «Пять книг истории своего времени» монаха Рауля Глабер
С приходом третьего года, следующего за тысячным, почти все земли, особенно Италия и Галлия, стали свидетелями перестройки церковных сооружений. Мир словно обтрясав с себя лохмотья и повсюду одевался в новые белые одежды церквей. Тогда почти все посвященные различным святым епископальные и монастырские церкви, даже маленькие сельские часовни, были перестроены верующими и стали еще лучше.
Особое внимание в храмы возникла не случайно. Клюнийской движение, борьба с императорами и начало крестовых походов резко подняли авторитет церкви и усилили ее влияние на верующих. Одновременно в руках церкви сосредоточились огромные богатства. Приближаясь к вершине своего могущества, церковь тратила значительные средства на сооружение и украшение храмов. Невиданная величие соборов должна подчеркнуть могущество обновленной церкви.
Потребность в храмах больших размеров вызвала еще одно обстоятельство. В жизни средневекового человека очень важны путешествия к святым местам - паломничества. Это был способ покаяться и очиститься от грехов. Люди верили, что мощи святых, которым они шли поклониться, могут вылечить и защитить от будущих бедствий. Обычно центрами паломничества становились монастыри, поэтому на путях к ним строили паломнические церкви, где хранили христианские святыни. Чтобы вместить всех желающих, такие церкви должны были иметь большие размеры. Так впервые в Средневековье возникли огромные, полностью построены из камня храмы.
В европейском искусстве Х-ХII вв. господствовал романский (римский) стиль. Такое название он получил потому, что тогдашние архитекторы использовали некоторые приемы древнеримского строительства. Это был первый стиль в средневековом искусстве, который распространился по всей Европе. Ведущую роль в нем играла архитектура.
Романские храмы имели массивные стены, большие сопротивления, множество полукруглых арок. Чтобы стены были крепкими, окна делали небольшими и узкими, вроде бойниц. Недостаточный приток света создавал в храмах полумрак, а тяжелые двери и мощные угловые башни превращали их в настоящие крепости. В опасные моменты романские храмы придавали надежное убежище. Изнутри церковь украшал роспись. Краски наносили на свежую, еще влажную штукатурку, из-за чего этот вид живописи получил название фреска (свежая). В романский период в Западной Европе впервые возникла монументальная скульптура в виде рельефов. Обычно рельефы разрисовывали, что делало их особенно выразительными.
В XII в. родился во Франции, а в последующие два века распространился по Европе новый стиль средневекового искусства - готический (от названия племени готов). В противоположность римскому он считался варварским.
В отличие от массивной и приземистой романской церкви, готический собор был легким и возвышенным вверх. Если в романской церкви тяжелое своды поддерживали толстые стены, то в готическом соборе оно опиралось на вытянутые (стрельчатые) арки, а те - на столбы. Это позволило уменьшить толщину стен и увеличить внутреннее пространство здания, а также сделать множество окон и наполнить соборное помещения светом. Многочисленные окна оставляли мало равной стеновой поверхности, поэтому вместо росписи начали делать особые изображения - витражи. их составляли из скрепленных между собой цветных стекол и размещали в проемах окон. Огромные сияющие витражи наполняли храмы игривым, словно волшебным светом.
Вытянутые линии готического собора, высокие арки, башни с остроконечными шпилями, многочисленные статуи, озаренные солнцем изображения Христа и святых на витражах - все это возвращало взгляд и мысли верующих вверх - к Богу.
Одним из самых красивых в Европе считается готический собор во французском городе Шартре. Посвященный Богоматери, храм пользовался особым покровительством Людовика IX. Король подарил собору большое окно-розу, а городские ремесленники пожертвовали витражи. В строительстве собора принимало участие очень много людей, так как считалось, что всем им простятся грехи и будет обеспечено спасение на небесах.