Итак, былина "Вольга и Микула Селянинович" повествует о встрече
двух богатырей: один из них князь, другой - крестьянин. В момент встречи
каждый из них занимался своим делом: князь ехал воевать, пахарь работал
в поле. Сказитель подробно описывает труд пахаря:
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
Образ крестьянина представлен как красиво и ухожено одетый человек. Но
крестьяне не могли работать в такой одежде, которая описана в былине:
бархат кафтана стал бы грязным, зелёные сапоги приобрели бы совсем
другой цвет, на каблуках по полю вообще не пройдёшь, в пуховой шляпе
работать жарко. Но у былины есть свои правила: богатырь должен быть
красивым. Поэтому оратай одет в праздничную одежду.
Былина "Вольга и Микула селянинович" содержит свои особенные
художественные черты. А колорит народного языка просто впечатляет. Она
наполнена повторами и эпитетами, с помощью, которых и описываются
предметы, например как «сошка»:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
Также сказитель с помощью эпитетов описывает и портрет героя, быт и одежду, в которую одеты герои былины.
Два образа в былине "Вольга и Микула Селянинович"
противопоставлены друг другу. Будничный труд крестьянина поставлен в
былине выше воинского. И недаром. Во времена Киевской Руси любой
крестьянин-пахарь мог стать воином, но не каждый воин может справиться с
тяжёлым крестьянским трудом. Есть, конечно, версии и противоположные
этой, что в былине представлены нам два языческих бога – земледелия и
охоты.
Силу пахаря, да и его не подъёмный труд, с которым не может справиться воин, мы видим в описании эпизода, когда Вольга Святославович
направляет дружину для работы сошкой. Но дружина не смогла даже сошку
из земли вытянуть. А когда приехал крестьянин он ее одной рукой выдернул
да землю с нее вытряхнул. В словах Вольга Святославовича мы чувствует
не только похвалу селянина, но и гордость за богатыря крепкого, который
справился со своим делом, непосильным для его дружины.
В произведении чувствуется уважительное и ласковое отношение
крестьянину, сказатели используют ласковые слова, когда называют героя:
оратай, оратай-оратаюшко. В конце баллады мы узнаем имя крестьянина,
когда он отвечает на вопрос Вольги - Микула селянинович. И когда
Микула рассказывает о своих делах похвальных, впечатление о том, что он
хвастается, не создается. Так как он сам рассказывает о том, что его
мужики будут похваливать, за пиво хорошо сваренное.