Обстоятельства и точное время основания Вавилона неизвестны: высокий уровень грунтовых вод не позволяет исследовать нижние слои памятника, а второстепенная роль раннего Вавилона обуславливает скупость сведений о нём в древнейших письменных источниках.Некоторые признаки позволяют увязать древнейший Вавилон с топонимом BA7.BA7 или BAR.KI.BAR, известным из шумерской надписи на глиняной табличке, датируемой посредством палеографического анализа временем около 2500 года до н. э. (Раннединастический период)[15][16]. В указанном источнике говорится о строительстве независимым энси этого города храма в честь бога Амар-Уту, то есть Мардука (аккадский вариант имени этого бога). Мардук был главным богом Вавилона, что и даёт основание для соответствующих предположений.Наиболее ранние археологические
находки в Вавилоне датируются временем около 2400 года до н. э. (III
этап Раннединастического периода, РД III); они обнаружены на поверхности
холма Хомера и в западной части Амрана ибн Али[17]. В то время город находился в сфере влияния шумерской цивилизации, однако он располагался не на коренной территории Шумера (область Ки-Энги, шум. ki-en-ĝir15), а на его периферии — в области Ки-Ури, известной в последующее время под именем «Аккад». В Раннединастический период важнейшую роль в этих землях играло государство Киш. Население Ки-Ури в то время составляли восточные семиты, предки аккадцев, обстоятельства и время появления которых в Нижней Месопотамии неизвестны. Тем не менее, большинство исследователей склоняется к несемитской этимологии топонима «Вавилон», возводя его реконструируемую форму (babila) к протоевфратскому
субстрату или усматривая в нём шумерское происхождение. По всей
видимости, в Раннединастический период Вавилон был второстепенным
городом, центром незначительной области или государства, расположенного
на канале Арахту.Первое письменное упоминание Вавилона традиционно связывается с источником, относящимся к концу существования Аккадского царства (около 2200 года до н. э.). Это надпись царя Шаркалишарри, где говорится о городе Кадингир(ра),
в котором царь строит храмы в честь таких важнейших аккадских божеств
как (Иль-)Аба и Аннунит. Вавилонский храм богини Аннунит известен в
более поздних источниках под именем Эсаггашарра (E-sagga-šarra); он располагался в древнейшей части города — квартале Эриду.Впоследствии область (ном) с центром в Вавилоне вошла в состав
огромного Шумеро-Аккадского царства. Коренную территорию этой державы
составляли бывшие города-государства Нижней Месопотамии (Шумера и
Аккада) — Урук, Киш, Лагаш, Ларса и др., которые теперь находились на положении провинций. Во главе каждой из этих областей стоял чиновник со старым титулом «энси», но в отличие от традиционного энси он назначался из столицы, находясь в полном подчинении у царя из III династии Ура. От этого времени дошло несколько документов налогового характера, откуда известно, что Кадингирра была одной из таких подчинённых областей, управляемой чиновником-энси[18][19][20]. Вхождение Вавилона в состав Шумеро-Аккадского царства могло произойти в правление Шульги.
К концу XXI века до н. э.
внутренние проблемы и внешнеполитические факторы приводят к кризису и
распаду Шумеро-Аккадского царства. Крушение державы сопровождалась
вторжением эламитов и семитоязычных амореев. Последние захватывали месопотамские номы и основывали независимые города-государства; в числе таковых был и Вавило