Имена числительные отличаются многообразием типов словоизменения,
поэтому большую часть учебного времени обычно занимает работа, связанная
с усвоением норм склонения. Если учитель не позаботится о том, чтобы
школьники поняли необходимость и важность такой работы, то она не
достигнет цели. Чтобы показать учащимся, что числительные – это не
просто словесное выражение скучных арифметических значков, а очень
важный грамматический разряд, на первом же уроке по теме можно провести
небольшую беседу о роли числительных в нашей жизни.
Например:
“Как обойтись бы без числа наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
Что такое – имя числительное и зачем оно нужно?
Люди
постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы,
деньги и т. д. Количество сосчитанных предметов – число – обозначают
особым словом – числительным.
Если бы их не было, то не придумали бы
математику (не было бы её вовсе) , а там, глядишь, и физики, и химии, и
географии бы не стало. Вот жизнь была бы у школьников!
Или возьмем время. Зачем его нужно отсчитывать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? !
Нет,
на свою голову придумали способ обозначить всё: время, деньги и многое
другое. Мы шутим, т. к. уверены. Что вы так не думаете. В языке всё
важно, всё нужно, всё интересно.
Каждое числительное обозначает свое
число (один, два, восемь, сто двадцать три и т. д.) , а также порядок
предметов при счете (первый, второй, двадцатый и т. д. )
На письме
слова-числа часто заменяют цифрами. Цифры гораздо удобнее, чем слова:
они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. Люди
любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают
значения цифр. Но как бы ни удобны были цифры, в устной речи люди
пользуются только словами.
Кстати, а какая разница между
числом и цифрой? Такая же, как между звуком и буквой? Не совсем. “Число,
– читаем мы в толковом словаре С. Ожегова, – понятие количества,
величина, при помощи которой производится счёт”. “Цифра – знак,
обозначающий число”.