Прочитав
стихотворение Н.Заболоцкого «Старая актриса», я невольно задумалась над тем,
что забвение в старости – это участь многих известных людей, некогда популярных
и блистательных. Поэт создал образ старой актрисы, которая когда-то на сцене своим талантом покоряла
сердца многих людей. Автор наделяет её образ ёмким эпитетом «позабытый кумир». И
это действительно так, ведь её время
ушло. И теперь она, похожая на щегла (сравнение усиливает её внешний облик), но
всё еще с остатками былой, какой-то нездешней красоты, сидит в своей комнате, больше напоминающей
музей, где ещё иногда «удивляет друзей// Своевольем капризного нрава». Авторская
метафора подчеркивает важную черту в характере постаревшей актрисы.
И еще Заболоцкий прибегает к
перекрестной рифмовке (АВАВ) и анапесту, которые помогают акцентировать внимание поэта на важных ключевых
словах, оттеняющих образ актрисы
(ампир-кумир; стройной – знойной). Лирическая
героиня живет среди атрибутов её бывшей славы: это картины, портреты, альбомы,
венки. Она не может, да и не хочет с ними расставаться, ведь они – яркое напоминание
её былого величия. И жалко её, когда представляешь её в три погибели скорченное
тело, которое когда-то было молодым, стройным. Вторую часть стихотворения автор противопоставляет первой,
когда наш взгляд падает на бесприютную девочку,
которую тетка-актриса приютила в подвале. И днем сирота убирает в комнате-музее
своей родственницы, стирает пыль и
плесень с ампира, рассматривает прекрасные портреты, а ночью уходит в
свою подвальную комнату, где вынуждена спать на полу «на тряпичном своем одеяле».
И некогда блистательная актриса утратила
не только внешнюю красоту, но и потеряла
добрые душевные качества.
И девочке-сиротке этого не понять,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!