На долгие годы оставлял свой земельный надел римский легионер, отправляясь завоёвывать чужие земли. Вернувшись, он видел, что участок заброшен, а жилище развалилось, начать хозяйство заново оказывалось не на что. Бывшие солдаты продавали землю за бесценок и отправлялись в Рим, где надеялись прожить на подачки богачей.
Участки скупали аристократы, которые и без этого владели целыми полями «общественной земли». Создавались сельские имения с рабами. На городских рынках теперь продавали продукты, произведённые руками рабов. Они стоили дешевле, чем у крестьян. В результате крестьянские хозяйства разорялись.
Обнищание большинства граждан ослабляло римскую армию, потому что бедняков не брали на военную службу. В легионы становилось некого набирать. О новых завоеваниях нечего было и думать.
После гибели Тиберия Гракха передел «общественной земли» прекратился. Через девять лет брат Тиберия Гай Гракх выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Оратор. Древнеримская статуя
Толпы крестьян стекались в город, чтобы проголосовать за второго Гракха. В 123 году до н.э. Гай Гракх стал народным трибуном и вновь начал отбирать излишки «общественной земли» у знати. Гай оказался для сенаторов опаснее Тиберия. Он действовал решительнее. Он дважды занимал трибунскую должность и сумел провести много законов. По одному из них Гай наказал убийц старшего брата, по другому — понизил цены на хлеб. Гай Гракх основал новую колонию в Африке, на месте разрушенного Карфагена. Он пренебрёг тем, что там было запрещено селиться. Подготовил он ещё один важнейший закон — о предоставлении союзникам в Италии римского гражданства.
Терпение сенаторов лопнуло. Они объявили чрезвычайное положение и ввели в город войска. Гая это не испугало. Он и его сторонники тоже взялись за оружие. Произошла схватка, и сенат одержал верх. Гай Гракх покончил с собой. Переделить «общественную землю» не удалось. Разорение крестьян и обогащение знати продолжалось.