Из Послания на Угру ростовского архиепископа Вассиана Рыло
«Уже многие соседние с нами земли захватили они и движутся на нас. Выходи же скорее навстречу, призвав Бога на помощь и Пречистую Богородицу, нам, христианам, помощницу и заступницу, и всех святых его. Последуй примеру прежде бывших прародителей твоих, великих князей, которые не только обороняли Русскую землю от поганых, но и иные страны подчиняли; я имею в виду Игоря, и Святослава, и Владимира, которые с греческих царей дань брали, а также Владимира Мономаха, — как и сколько раз бился он с окаянными половцами за Русскую землю, и иных многих, о которых ты лучше нас знаешь. А достойный похвал великий князь Дмитрий, прадед твой, какое мужество и храбрость показал за Доном над теми же окаянными сыроядцами — сам он впереди бился и не щадил жизни своей ради избавления христиан...
Если же ты будешь спорить и говорить: «У нас запрет от прародителей — не поднимать руку против царя, как же я могу нарушить клятву и против царя стать?» — послушай же, боголюбивый царь, — если клятва бывает вынужденной, прощать и разрешать от таких клятв нам повелено, и мы прощаем, и разрешаем, и благословляем — как святейший митрополит, так и мы, и весь боголюбивый собор: не как на царя пойдёшь, но как на разбойника, хищника и богоборца.
Уж лучше тебе солгать и приобрести жизнь вечную, чем остаться верным клятве и погибнуть, то есть пустить их в землю нашу на разрушение и истребление всему христианству, на святых церквей запустение и осквернение...
А это что — какой-то пророк пророчествовал, или апостол какой-то, или святитель научил, чтобы этому богомерзкому и скверному самозваному царю повиноваться тебе, великому страны Русской христианскому царю!»
1. Можно ли говорить о том, что ордынское владычество не стёрло историческую память народа о величии Древней Руси? Какую разницу видит ростовский архиепископ между князьями домонгольского периода и своими современниками? Какой князь, прямой предок Ивана III, назван примером стойкости и личного мужества?
2. О чём говорят характеристики, данные хану Ахмату ростовским архиепископом Вассианом Рыло? Почему клятвопреступление московского государя, его отказ от верности хану Ахмату, вызывает одобрение иерарха церкви? Кто, по мнению ростовского архиепископа, истинный царь на Руси?