Методические рекомендации по выполнению самостоятельного задания
Приступая к художественному анализу, помните, что произведение искусства – это живое целое, в котором содержание (смысл) и форма (средства выражения) неразрывно связаны. Цель художественного анализа – проникновение в смысл произведения искусства посредством изучения его формы, культурно-исторического и эстетического контекста, в котором оно создавалось. Художественный анализ – это всегда сотворчество художника и зрителя, а потому, наше восприятие имеет личностную окраску, каждый из нас видит – интерпретирует - произведение по-своему. Можно выделить следующие этапы анализа:
1. Непосредственное созерцание
Прежде всего «пообщайтесь» с произведением искусства, эмоционально настройтесь на его восприятие, постарайтесь «вжиться», «вчувствоваться» в него, войдите в его мир. Помните, что восприятие произведения искусства – это не потребление, а духовное освоение.
2. Предметный уровень анализа: подробное описание изображения
Этот уровень анализа предполагает ответ на вопрос: что изображает художник в своем произведении. Скрупулезно рассмотрите картину, обращая внимание на каждую деталь. Все свои наблюдения и замечания запишите. Постарайтесь найти более точные слова для описания компонентов художественного произведения, тех эмоций и чувств, которые оно вызывает.
3. Сюжетно-тематический уровень анализа: характеристика темы, сюжета, выявление основной художественной идеи
Познакомьтесь с историей создания произведения, вникните в тему и сюжет. Если сюжет основан на мифологических, религиозных или исторических реалиях - изучите их. Выявите основной замысел художника и попытайтесь его сформулировать. Определите принадлежность данного произведения к историческому художественному стилю или направлению (если такой прослеживается). Если в произведении имеются символы и аллегории, раскройте их значение.
4. Анализ художественно-выразительных средств, основных компонентов художественной формы (в зависимости от специфики произведения искусства)
Этот уровень анализа самый сложный, он требует ответа на вопрос «как, какими средствами изображает художник». Здесь уже требуется знание языка искусства. Именно этот уровень анализа обеспечивает наиболее глубокое постижение смысла произведения искусства. В первую очередь анализируемкомпозицию, так как именно композиция организует художественный мир в единое целое, определяет его структуру, характер связи всех элементов. / Охарактеризуйте композицию с точки зрения таких ее свойств и характеристик как пространство и время, контрастность, горизонталь и вертикаль (как преобладающие направления движения основной массы изображаемых объектов); симметрия и ассиметрия, равновесие, цельность, ритмика, динамика, статика, свет, колорит, центр внимания, точка зрения, угол зрения, горизонт, фрагментарность, монументальность, декоративность и стиль изображения и др. / Затем проанализируейте все основные выразительные средства в зависимости от вида и жанра данного произведения искусства.
5. Обобщение и выводы (новый синтез). В заключении важно прийти к новому, более глубокому уровню понимания смысла художественного произведения и тех выразительных средств, с помощью которых этот смысл воплощен. Нужно сделать обобщающие выводы, касающиеся идейного содержания произведения, его значимости, глубины, огигинальности, роли и места данного произведения в творчестве художника, его эпохи, истории искусства. Можно отметить не только художественные достоинства, но и недостатки произведения, возможно сравнение вашего видения художественного образа с интепретациями других авторов.
6. Оформление текста работы
Подберите репродукционный ряд, включающий кроме основной репродукции необходимые в ходе анализа фрагменты, возможно - для сравнения - произведения других авторов и др. Правильно оформите выходные данные произведения: автор, точное название, год, материал, размеры, место хранения.
Пр.: И. Воронов. На улице. 2002. Холст, масло. 30×40, Омский художественный музей
Скульптура
Определите вид произведения с точки зрения жанра, стиля, пространственной формы (круглая, барельеф, горельеф), размера, характера, предназначения (декоративная, монументальная, станковая или др.).
Художественный образ в скульптуре трехмерен и главным средством выражения здесь является пластика объемной формы. Художник для создания образа может использовать разнообразные пластические приемы: удлинять, вытягивать форму, увеличивать ее или уменьшать по сравнению с натурой, деформировать, он может быть натуроподобным или умозрительно-абстрактным – наша задача суметь выявить особенности пластической формы произведения и тот смысл, который в нее вложил мастер.
Художественный образ в скульптуре (в отличие от картины) существует непосредственно в окружающей среде, нередко он является важной частью единого художественного синтеза искусств (архитектура, живопись, садово-парковое искусство и др.). Следовательно, в ходе анализа важно выявить связь скульптуры с окружающим пространством.