. Этапы развития Римского государства.Этот вопрос изучается на основе работы школьников слентой времени и иллюстрациями, которые символизируют три основных этапав развитии римского государства: 1 время правления первых царей Рима,2 время республики, 3 время империи. На этой основе они определяют,какие этапы прошло римское государство в своем развитии.2. Разделение Римской империи на Западную и ВосточнуюВ процессе рассказа учителя (в объеме материаловучебника) и анимации карты ученики знакомятся с историей перенесениястолицы империи из Рима в Византий (Константинополь). Затем сами поанимационной карте устанавливают факт разделения империи на Западную иВосточную. Высказывают предположения, как раздел территорий могсказаться на судьбе Римского государства.3. Упадок Западной Римской империи.Учитель сообщает, что в V веке могучий город Рим,вызывавший трепет и почтение у правителей и народов многих странДревнего мира, центр культуры Средиземноморья, славный мудрымиправителями и великими полководцами, высочайшими достижениями науки иискусства, падет под ударами варваров, которых сами римляне считалиотсталыми племенами, стоящими на более низкой ступени развития. Ученикампредлагается разобраться в том, какие явления в жизни империи последнихвеков ее существования могли оказать влияние на падение, казалось,вечного города.Далее на основе анимированной карты школьникиопределяют, как раздел империи повлиял на обороноспособность страны?Далее в работе используется прием незаконченных предложений. Ученики наоснове анализа диалогов виртуальных героев (крестьян, колонов,ремесленников, купцов) подводятся к выводам об упадке хозяйства вЗападной империи. При чтении по ролям высказываний жителей римскихпровинций пятиклассники формулируют проблемы, которые существовали ународов, населявших провинции. Затем школьники объясняют: почемуувеличивалось число восстаний в стране? Почему это свидетельствовало обупадке Рима?4. Нашествие варваров. Падение Рима.Учитель объясняет, опираясь на карту, что вIIIIVвв. происходили, особенно с севера, набеги варварских племен натерриторию Римской империи. Удержать врагов не могли ни построенные пограницам государства оборонительные укрепления, ни привлеченные напограничную службу за плату воины из покоренных племен. Далееспрашивается, почему наиболее грозные враги германские племена в Iв.стали чаще совершать набеги на империю? Учитель дает характеристикусамым опасным из племен вандалам и готам (гиперссылки для работы поэтому вопросу открываются при нажатии на клавиши подписи под рисункамисоответствующих воинов варваров).Рамки урока не позволяют подробно раскрыть всюисторию варварских нашествий на Рим, поэтому рекомендуется показать еена примере готского нашествия 410г. С этой целью можно организоватьбеседу по картине Взятие Рима готами, дать характеристику вождюгерманцев — Алариху, рассказать легенду о его гибели и захоронении надне русла реки (см. словарь Исторические личности).Затем сообщается о низложении последнего римскогоимператора Ромула Августула в476году. Эту дату принято считать концомЗападной Римской империи.В заключение урока ученикам сообщается, что спадением Западной Римской империи завершается период истории Древнегомира, человечество вступает в средние века новый период своегоразвития.
Выберишь, главное сам(а)!