С.Есенин. "П о р о ш а"
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как
старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору
много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
1914
Ф.И.Тютчев.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
31 декабря
1852
С х о д с т в о :
1) И у Тютчева, и у Есенина одна тема: зимний пейзаж.
2) Оба рисуют открывшуюся им красоту зимнего леса.
3) Оба поэта считают, что это волшебство: "заколдован
невидимкой, дремлет лес под сказку сна"(Есенин); "чародейкою Зимою околдован,
лес стоит", "сном волшебным очарован» (Тютчев).
4) В обоих стихотворениях в описании встречаются элементы женской одежды. "Косынка" и "шаль" снега у Есенина или "бахрома" у Тютчева.
Р а з л и ч и е.
1). Основное различие в том, что у Тютчева красочная картина леса статична, только луч света ее преображает. "Неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит"
У Есенина зимний пейзаж в движении, черты и приметы раскрываются по мере продвижения по зимней дороге. "Бесконечная дорога убегает лентой вдаль"
2). У Тютчева лес безлюден, присутствие человека не ощущается, и лес также "не мертвец и не живой".
У Есенина с самого начала заявлено присутствие лирического героя: "Еду. Тихо". А последняя строфа подводит итог, усиливая : "Скачет конь, простору много". Т.е. мы видим лесную дорогу через восприятие ездока. И поэтому его встреча со сказкой мне кажется более убедительной.
3). У Тютчева заснеженный лес воспринимается как данность: ничто в лесу, кроме вспышки той же самой ослепительной красоты под скользнувшим лучом не происходит. Кажется, что и время застыло, заколдовано, остановилось. "В нем ничто не затрепещет".
У Есенина стихотворение названо "Пороша". Т.е.речь идет о первом выпавшем снеге, на котором хорошо видны отпечатки. И мы как раз присутствуем при этом процессе: "Валит снег и стелет шаль."
4). Хотя у Федора Ивановича Тютчева лес одушевлен, но он спит: "Неподвижною, немою,чудной жизнью он блестит".
А лес Сергея Александровича Есенина полон жизни и звуков. Слышен звон копыт, перебранка ворон, стук дятла. Любопытная сосна в снежной косынке, точно старушка с клюкой, стоит у дороги, разглядывая путников.
5). Стихотворение Тютчева написано более высоким стилем, чувствуется тщательный подбор слов, желание передать торжественность, богатство и роскошь русской природы. Изысканная метафора для заснеженного леса: "весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой". Архаизмы: "мещет" вместо "бросает", "мечет" и "заблещет" вместо "заблестит" придают описанию оттенок извечности и незыблемости восприятия родного пейзажа для русского человека.
В стихотворении Сергея Есенина слышится просторечный говор: ударение на первом слоге в слове "долбит"; частое употребление звука "я" в глаголах: повязалася, оперлася; несколько приставок: понагнулась. Это создает ощущение органичного единства человека с описываемыми поэтом образами. Он их не выдумывает, он живет с ними, в гармонии с природой.
Эти стихотворения раскрывают красоту зимнего леса, каждое по-своему. Но они оба интересные и красивые. Хочется поблагодарить их авторов за то, что они заставляют читателя оглядеться, посмотреть вокруг и самому тоже увидеть волшебство, подобное описанному.