Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Своенравная певица раскритиковала начатую работу, что не замедлило сказаться на желании Тургенева начать работу заново. Что и сделал Репин, впоследствии кляня себя за эту уступку, поскольку второй заход принес разочарование не только писателю, но и самому художнику. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Картина явно не удалась и с точки зрения заказчика, поскольку затем портрет пошел гулять по рукам коллекционеров с подачи Третьякова. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/191130/portret-turgeneva-v-ispolnenii-repina#image813018Действительно, современниками уже после кончины Тургенева отмечалось, что над русским классиком висело какое-то проклятие, поскольку не осталось ни одного по-настоящему удовлетворительного изображения писателя, учитывая, какие гранды прикладывали руку к этой непростой миссии. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. Отметим лишь, что даже ярчайшему портретисту современности писателя не удалось воплотить в жизнь мечту Третьякова. Репин так и не смог, несмотря на две серьезных попытки создать портрет Тургенева, который удовлетворил бы и самого писателя, и заказчика его художественного изображения.
К слову, о заказчике, им был, как уже многие, наверное, догадались, знаменитый русский коллекционер, предприниматель, меценат, в общем, всех регалий не перечислишь. Речь, конечно же, о Третьякове, портрет, которого, кстати, кисти все того же Репина, порадовал исполнителя значительно больше, чем обсуждаемое творение. Да, именно Павел Михайлович познакомил знаменитого русского писателя и не менее именитого живописца еще в Петербурге. Но история начинается в Париже в 1874 году. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом.
Следует отметить, что все трое сохраняли надежду на то, что достойный портрет Ивана Тургенева еще может состояться, несмотря на явное присутствие злого рока. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Третьяков для работы, получить которую он мечтал уже не один год, выделил место в собственной квартире. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Эта картина разочаровала критиков еще больше, а, значит, и мецената, который расстроился так сильно, что предложил расписать портрет Тургенева еще одному художнику - Крамскому, о котором тоже можно рассказать много интересного, но это уже совсем другая история.