26 августа 1883 года в Зондском проливе между Явой и Суматрой неожиданно оживший вулкан Кракатау (расположенный на одноименном острове) в течение нескольких часов извергал лаву на максимальную высоту 55 километров. Унесенный ветром пепел спустя 10 дней оседал на расстоянии 5 330 км от места взрыва (в специальном выпуске «Хронограф» «ВС» уже писал об этом случае, который принято считать неофициальным «камертоном» силы вулканических извержений).
Однако в 1815 году в Индонезии была зафиксирована еще более сильная вспышка активности вулкана Тамбора, в результате которой высота острова Сумбава уменьшилась с 4 100 до 2 850 м над уровнем моря, а общий объем лавы составил 150—180 км3 («производительность труда» Кракатау — всего 20 км3).
А вулкан Лаки в Исландии в 1783 году «прославился» образованием самой длинной в истории лавовой реки, которая долго изливалась на расстояние 65—70 км от кратера. Небо Европы тогда затянуло пеплом, в воздухе стоял стойкий запах серы, а солнечные лучи не пробивались к земле.
На сегодняшний день самым опасным считается вулкан Кумбре-Вьеха на Канарах, пробуждение которого может теоретически вызвать гигантское цунами высотой до 900 м со скоростью 800 км/ч. Западную Африку в этом случае накроет стометровая волна, Америку — пятидесятиметровая, а Великобританию — двенадцатиметровая.
Однако даже самые мощные земные извержения кажутся новогодним фейерверком по сравнению с теми, которые случаются на других планетах Солнечной системы. Самое сильное из них наблюдалось в 2001 году на спутнике Юпитера Ио. Его мощность превысила самые крупные земные взрывы в десять тысяч раз.