1. Охарактеризуйте частицу как часть речи.
2. Укажите разряд частицы:
разве-
бы-
что за-
вот-
даже-
именно-
Не-
вряд ли-
только-
пусть-
3. Назовите формообразующие частицы и образуйте с их помощью формы условного и повелительного наклонения глаголов.
петь-
решать-
делать-
говорить-
4. Определите значение частицы не-ни. Раскройте скобки, выбрав возможный в данном случае вариант.
Скаж..шь – (не,ни)воротишь, напиш..шь – (не,ни)сотрешь, отрубишь – не, ни)пр..ставишь.
Наш Демид (не,ни)туда гл..дит.
Какой(же) русский (не,ни)любит бысрой езды!
Сам он еще (не,ни)подозревал (не,ни)(о)чем.
В воздухе (не,ни)звуков, (не,ни)движения.
5. Укажите, в каких случаях не является частицей, в каких – приставкой.
Чужой землей и отчим краем (не)мало помотало нас.
Сердце мое сжалось от (не)доброго предчувствия.
Из окна открывалось (не)виданное зрелище.
(Не)(с)кого спрашивать, коли сам виноват.
6. Спишите, раскрывая скобки.
Кто(либо), где(нибудь), чей(либо), что(то),откуда(нибудь), кое(в)чем, садись(ка), с кем(нибудь).
7. Составьте предложения с данными словами.Какие это части речи?
Что бы, чтобы, также, так же, зато, за то.
8. Не или Ни? Чем объяснить различие в написании слов с пропущенными буквами.
Все эти дни я н.. разу н.. отступил от своей системы.
Н.. один из посещавших выставку н.. ушел отсюда равнодушным.
9. Сделайте синтаксический разбор предложения. Найдите в нем частицу, произведите ее морфологический разбор.
Поброди же в последние дни по давно молчаливой аллее.
Дополнительная часть.