Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В8; С2.
1.Это случилось в небольшом немецком городе. 2.Вместе с младшим сержантом Михайловым и рядовым Фёдоровым лейтенант Узбеков патрулировал по улице, которая выходила к большому озеру. 3.Вдруг ветер издалека донёс до них тревожный крик. 4.Офицер бросился к озеру.
5.Он увидел, что недалеко от берега, метрах в пятидесяти, тонут дети. 6.Узбеков сбросил оружие и бросился к тому месту, где в воде маячили две детские головки в шерстяных шапочках.
7. «Бежать по льду нельзя, надо ползти», - подумал офицер. 8.И он быстро, по-пластунски стал продвигаться вперёд.
9.Вдруг шерстяные шапочки пропали в чёрной воде полыньи. 10.Лейтенант ещё быстрее пополз к промоине, но неожиданно лёд прогнулся, и Узбеков рухнул в воду. 11.От страшного холода на секунду остановилось дыхание, но офицер набрал воздуха и глубоко нырнул. 12.В воде он схватил за пальтишко девочку и выбросил её на лёд. 13.Второго ребёнка нигде не было, и Узбеков решил искать его в стороне от полыньи.
14.Через несколько секунд над водой появилась рука, а затем и голова лейтенанта. 15.Он прижимал к себе мальчика лет семи-восьми, который лишился чувств. 16.Узбеков пытался положить мальчика на лёд, но он всякий раз проламывался. 17.Тогда офицер решил спасать мальчика вплавь. 18. К нему на помощь полз Фёдоров. 19. Он приказал бойцу вернуться на берег и кинуть верёвку.
20.Когда конец верёвки упал в воду около лейтенанта, он не смог её ухватить окоченевшими руками. 21.Тогда Узбеков схватил конец верёвки зубами и, держась за неё, выбрался с мальчиком на берег. (По Никольскому.)
Задания А1-А7: из 4-х вариантов ответа выберите один правильный.
А1. В каком варианте ответа содержится информация - ответ на вопрос «Почему Узбеков бросился спасать немецких детей?»
1.Он сделал это, ни о чём не думая.
2.Этого требовал долг советского офицера.
3.Дети могли утонуть.
4.Крик о помощи испугал Узбекова.
А2. Укажите, в каком значении употреблено слово «промоина» (предложение 10):
1.Яма на поверхности
2.Отверстие в чем-нибудь
3.Впадина
4.Растаявшее место
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1.Это случилось в небольшом немецком городке.
2.Вдруг ветер издалека донёс до них тревожный крик.
3.В воде он схватил за пальтишко девочку и выбросил её на лёд.
4.Он прижимал к себе мальчика лет семи-восьми, который лишился чувств.
А4. Укажите ошибочное суждение:
1.В слове НЕБОЛЬШОЙ количество букв и звуков совпадает
2.В слове РАЗ происходит оглушение согласного З (звук С)
3.В слове ТОНУТ все согласные звуки твёрдые
4.В слове КРИК согласный Р – мягкий
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1.выходила 3. лишился
2.положить 4. спасать
А6. В каком слове правописание согласного в приставке зависит от согласного в корне?
1.смог 3. сбросить
2.издалёка 4. схватил
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе прилагательного пишется одна Н»
1. шерстяные 3. страшного
2. дыхание 4. промоина
Задания В1 – В8 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами.
В1. Замените слово рухнул стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложения 6 выпишите словосочетание указательное местоимение+существительное
В3. Выпишите грамматическую основу из предложения 1.
В4. Среди предложений 14-18 укажите номер предложения с однородными членами.
В5. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.
В6. Среди предложений 19-21 укажите номер предложения с деепричастным оборотом.
В7. Выпишите числительные из данного текста.
В8. Из предложений 14-19 укажите номера предложений, которые являются сложными.