В соответствии с Конституцией РФ
1993 г. в стране функционирует структура государственного
устройства России, кардинально отличающаяся от жестко
централизованного государства: на политическую сцену страны
выведены три участника российской власти — федеральный центр,
субъекты Федерации (государственный уровень управления) и
муниципалитеты; социально-экономической базой развития последних
является местное самоуправление населения (негосударственный
уровень управления).
Из теории местного самоуправления
вытекает самостоятельное управление своей территорией населением
под свою ответственность для выявления и удовлетворения
потребностей жителей данного муниципального образования [1, с.
90].
Оценивая работу местных органов,
можно отметить, что муниципальные образования только начинают
осуществлять самостоятельную и под свою ответственность
деятельность по решению вопросов местного значения.
А так как одним из условий
успешного осуществления демократических преобразований округа
является местное самоуправление, то его развитие имеет не
только политическое, но также социальное и экономическое
значение. Поэтому вопрос об особенностях развития местного
самоуправления в настоящее время является актуальным.
Действующая Конституция РФ и
федеральное законодательство предусматривает право ведения
самостоятельной хозяйственной деятельности органов местного
самоуправления, включая право на «достаточные собственные
ресурсы», подкрепленные механизмом «бюджетной автономии», как
право свободно распоряжаться финансовыми средствами при
осуществлении своей компетенции, право налоговой инициативы, а
также право на создание любых предприятий и организаций, в том
числе финансово-кредитных [3, с. 3].
Эти законодательные нормы наряду с
другими открывают возможности социально-экономического саморазвития
территорий на основе эффективного использования местного
потенциала — экономических, социальных, культурных, трудовых,
финансовых ресурсов. Местные особенности структуры, степень
развитости муниципального хозяйства и финансовые возможности
муниципалитетов объективно предопределяют разнообразие
организационных форм местного самоуправления, как и
территориальных типов муниципальных образований, что соответствует
федеральному законодательству. Только в такой правовой ситуации
и может реализовываться местное самоуправление как признаваемая
и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению непосредственно
или через органы местного самоуправления вопросов местного
значения, исходя из интересов населения, его исторических и
иных местных традиций.
Опыт земского самоуправления в
России, как и общемировой опыт, убедительно доказали, что
институты самоуправления являются наиболее эффективным
инструментом решения местных проблем, стимулирования процессов
экономического и социально-культурного саморазвития муниципалитетов
на основе задействования их собственного потенциала как
материального, так и социальных и культурных ресурсов [2, с.
23]. Поэтому местное самоуправление в России начинает активную
деятельность в решении вопросов, прежде всего, в области
инфраструктуры, недвижимого имущества, бытового обслуживания,
ритуальных услуг.
Необходимо отметить, что в
настоящее время наблюдается устойчивое двух ключевых элементов
территориального управления: стремления управлять в рамках
вертикали государственных исполнительных органов, охватывающей все
уровни управления сверху донизу, и подогнанного под нее
административно-территориального деления страны [1, с. 92]. В
настоящее время ни федеральными властями, ни властями субъектов
Федерации социально-экономический потенциал местного самоуправления
в расчет не принимается. Общеизвестно, что деятельность
муниципалитетов имеет ряд преимуществ, среди которых:
· доступ к информации о местном
потенциале и его задействование на основе заинтересованности и
возможностей хозяйственной самоорганизации граждан;
· активизация предпринимательства граждан муниципалитета в малом предпринимательстве;
· более эффективная деятельность
предприятий, ориентированных на решение местных проблем при
поддержке муниципалитета;
· более осторожное и рациональное хозяйствование по сравнению с отраслевыми структурами государственных ведомств;
· развитие муниципального
хозяйства и системы рыночной инфраструктуры на межмуниципальной
основе посредством создания неадминистративных ассоциаций соседних
муниципалитетов для решения общих социально-экономических проблем
или снятия негативных последствий деятельности того или иного
соседнего муниципалитета.
·