1.Одной из причин ,толкнувших Раскольникова на преступление ,была собственная нищета .Он ,будучи студентом ,влачил жалкое существование .Желая проверить свою теорию "наполеонизма",юноша одновременно надеялся жуткое убийство искупить множеством добрых дел ,в частности ,на украденные деньги помочь бедным .Рассказ о судьбе детей пьяницы Мармеладова с ужасающими подробностями нищеты ( например ,о том ,что сменить одежду детям не на что ,и Катерина Ивановна по ночам стирает ветхие вещички,чтобы утром полусырые надеть их на детишек).Информация о горестной судьбе детей Мармеладова укрепила Роскольникова в справедливости и необходимости задуманного преступления .
2,Раскольников мучился ,обдумывая убийство старухи .Он был не злодей .Скорее ,гуманист .Подслушанный в распивочной разговор только подтвердил его замыслы,убедил его в правильности задуманного. .Диалог офицера и студента лег на подготовленную почву .Они выразили то ,что думал сам герой: убить зловредную старуху ,заедающую чужой век ( сестру Лизавету) ,а на деньги ростовщицы совершить много добрых дел.
3.Достоевский - мастер психологизма.Он ярко передает читателю мысли и чувства героя ,задумавшего преступление .Роман - не детектив ,а философско- психологическое произведение ,в котором исследуется подсознание человека .
Автор использует несколько приемов как внешних ,так и внутренних .
Внешние приемы:портрет героя ,отражающий его внутреннее состояние ,особенно глаза ; обстановка ,в которой живет герой ( тоже отражает его внутренний мир - бедность и унизительность такого существования),
Петербург ,чуждый и враждебный простому человеку(пыль ,вонь ,духота ,которые гнетут личность.Только там и могли зародиться мысли о страшном преступлении)
внутренний психологизм :
монологи героя ,внутренние диалоги ( споры с самим собой.Раскольников обдумывает ,убеждает себя),исповеди ( перед Соней),отрешённость от близких , 4 сна героя ,которые показывают эволюцию подсознания Родиона )
Мастером психологического анализа можно назвать Л.Н.Толстого .Писателем - психологом был и А.П.Чехов .
4.Роман начинается с описания Петербурга .Автор подчёркивает духоту,жару ,невозможность дышать в этом городе .О погоде будет говориться несколько раз : и самим Достоевским ,и героями .Эти детали повторяются Нам показан город для бедных.
Интерьеры -ещё одна деталь ,которая подчеркивает мысль о невозможности нормальной жизни в таких условиях ,где комнаты похожи на шкаф или сарай .Здесь люди не могут оставаться людьми Такую же нагрузку несут и лестницы ( вонючие .тесные ,грязные ,темные) ,Такие же и разговоры происходят на этих лестницах .
Достоевский использует и такую деталь как цветовая гамма .
Она важна в романе Два основных цвета царят в произведении – серый и жёлтый. Жёлтый цвет – неуравновешенности, тревоги, серый – мрачности и тоски. Достоевский первый применил такое понятие, как «жёлтый» Петербург. Свидригайлов назвал его "город полусумасшедших".
Эти детали создают образ города .в котором могло зародиться такое преступление ,потому что город враждебен простому человеку .
Похожее описание Петербурга мы встречаем у Гоголя в "Перебургских повестях" ,у Пушкина в "Медном всаднике" ,у Некрасова в поэме"Несчастные"