История – это память о прошлом. Как и всякая память, она бережно сохраняет для грядущих поколений то главное, без чего невозможно понять эпоху.
О Великой Отечественной войне мы знаем из рассказов старших. Эти годы были страшными в жизни нашей Родины, но они разбудили могучие народные силы, вызвали к жизни великое мужество и героизм.
Не нам – отцам пришлось пролить
На поле брани кровь святую,
Но мы явились, чтоб продлить
Героев славу боевую.
Мой прадед, Федонин Николай Афанасьевич, с первых дней войны ушёл на фронт. Ему было 29 лет. Он воевал на II Белорусском фронте под командованием Рокоссовского, принимал участие в битве под Сталинградом.
В сентябре 1942 года шли бои за волжскую твердыню. Сталинград – это необычный город. Длинной полосой на шестьдесят пять километров протянулся он с севера на юг вдоль правого берега реки Волги. Здесь шли страшные бои, дрались за каждую улицу, дом и даже за каждый этаж.
Самая высокая точка в городе – Мамаев курган, с него видно далеко – далеко и Волгу, и левый заволжский берег. Несколько раз курган переходил из рук в руки. То немцы теснят русских, то прорвутся к вершине наши. Когда кончались патроны, солдаты шли в рукопашный бой:
Я только раз увидел рукопашный.
Раз наяву и тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне…
День и ночь сражаются бойцы. Место битвы покрыто телами убитых. Словно устав в походе, прилегли на часок солдаты. Да не встать им никогда. На смену погибшим прибыли новые силы, и заняли они курган. Обнимаются, радуются, сняли пилотки, чтобы вытереть пот и грязь, да и застыли. Нет чёрных кудрей, в седине их головы. Многих своих друзей потерял мой прадед в этих боях.
1943 год… Прадед сражается на Курской дуге. Это было грандиозное сражение! Гремит, грохочет металлом битва. Сошлись две силы на русском поле. Лавина сошлась с лавиной. Смешались в схватке огонь и люди. Зловещей гарью покрылось небо. Клонилось солнце к траве, к закату. Устали люди, земля и небо. А бой всё идёт и не кончается. И остаётся пока неясным, кому быть первым, за кем здесь сила. Но вот над полем пронеслось: «Отходят! Победа!» Сдержали наши напор фашистов. Смяли, хребет сломили. А когда затих бой, услышали солдаты курских соловьёв, заулыбались. Даже война, смерть и ненависть не смогли убить любви к прекрасному:
Что может враг? Разрушить и убить.
И только – то?
А я могу любить…
После победы на Курской дуге Советская армия быстро пошла вперёд. Под ударами русских фашисты поспешно отходили на запад. 21 апреля 1945 года советские солдаты штурмом ворвались в Берлин, среди них был и мой прадед. Последние метры считает война. С сорок первого воюет мой прадед. Знал отступления, знал окружение, три года идёт вперёд. Хранила судьба солдата. Ждала семья его в далёком краю. Но вернулся он не сразу, а только через два года, потому что остался в Белоруссии поднимать хозяйство. В августе 1947 года возвратился прадед с войны. А в 1990 году, 22 июня, в день, когда началась Великая Отечественная война, моего прадеда не стало. Он умер в возрасте 78 лет.
В честь прадеда меня назвали Николаем. Имя Николай в переводе с греческого – «победитель».
Мой прадед прожил свою жизнь, неся людям добро и свет. Он был честным, отзывчивым, справедливым. Родина оценила его. Прадед был награждён орденом Красной Звезды, двумя орденами Славы, четырьмя медалями «За отвагу».
Мы, молодое поколение, будем всегда думать и помнить о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы мы жили под мирным небом.
Начертала война на трагических плитах
Имена, имена, имена…
Вы навек рождены,
Вы вовек не забыты,
Если Родина – мать спасена.