Дон Кихот совсем не похож на героя рыцарских романов – привлекательного юноши, для которого поиски славы и денег представляли смысл жизни. Он настоящий подвижник, готов бороться за справедливость, за земное счастье для всего человечества. Правда, все усилия Дон Кихота были напрасными. Золотые времена не возвратились на землю. И все-таки Дон Кихот продолжал идти за своей мечтой вместе с верным спутником Санчо Пансой. Этот добрый человек был бедным земледельцем, который жил в одном поселке с Дон Кихотом. Надеясь разбогатеть, он соглашается быть оруженосцем рыцаря с Ламанчи. Простодушие у него объединяется с хитростью, а наивность – с практическим взглядом на жизнь. Рыцарские идеалы далеки от его мужицкого мировоззрения. Стадо баранов для него просто стадо баранов, а не войско великого императора Алифанфарона, правителя острова Трапобаны, как это воображалось Дон Кихоту. В отличие от романтических оруженосцев, он совсем лишен воинственного духа. Это мирный, неглупый, корыстный мужчина, которому совсем не нужна слава. Санчо Панса любит хорошо поесть и хорошо поспать. Он радуется, когда у него есть деньги, а удары судьбы заставляют его скучать по отчему дому.
На первый взгляд, кажется, что Дон Кихот и Санчо Панса очень различаются своими мировоззренческими позициями, характером, внешним видом. Тем не менее, их общительность, любовь и уважение друг к другу не могут не нравиться. Санчо Панса также имеет черты донкихотства, хотя они и не заметны с первого взгляда.
В сцене, когда Санчо Панса получает должность губернатора, его образ раскрывается полностью. Ум, государственная мудрость, неслыханная честность помогают оруженосцу Дон Кихота справедливо править. Свою первоочередную задачу он видел в том, чтобы очистить остров от бездельников и помочь крестьянам поднять сельское хозяйство.
Дон Кихот и Санчо Панса воплощали в себе наилучшие человеческие качества, среди которых, благородство, честность и справедливость были важнейшими. Они старались восстановить золотую пору, добиться земного счастья для всего человечества, привнести духовность и романтизм в этот корыстный мир.
Дон Кихоты появлялись в разных народах во все времена. Донкихотство возможно и в частной, и в общественной жизни. Так думал Сервантес, вытянув это явление на мир божий с самой глуши испанской жизни