Искусство Италии 15 века. Возрождение.
Фреска художника Сандро Боттичелли «Святой Августин Блаженный в
молитвенном созерцании». Размер фрески 152 x 112 см, работа Боттичелли
сильно повреждена.
Фреска написана для семейной капеллы Веспуччи, герб семьи присутствует в
росписи. Образ Августина создан
художником Сандро Боттичелли как парный к изображению святого Иеронима,
написанному Гирландайо. Обе фрески выполнены в 1480 году, обе украшают
церковь Оньисанти во Флоренции, находясь в одной и той же части
внутреннего
пространства напротив друг друга. Художники вложили в них и
замечательное мастерство, и глубину проникновения образов, но невольное
сопоставление фигур этих святых убеждает в превосходстве работы Сандро
Боттичелли.
Сандро Боттичелли изобразил Святого Августина (354-430) — одного из
отцов Церкви, личность гениальной одаренности и трагических
противоречий. В его душе сталкивались язычество и христианство, разум и
воля, мирские страсти и аскетизм. Глубокий знаток античной мудрости,
Августин прошел трудный путь к принятию христианской веры и последние 35
лет жизни был епископом, создав энциклопедическое по охвату учение.
Августин изображен в момент раздумья, когда он мучительно и страстно
стремится прийти к истине, жаждет непосредственного общения с Богом. На
столе перед ним символический атрибут — епископская митра, а остальное
место в тесном пространстве занимают рукописи, закрытые и открытые (в
одной из них видим геометрические чертежи, по-видимому, дань античной
науке), пюпитр для чтения и научные приборы. Помещение, в котором сидит
погруженный в размышление Августин, напоминает студиоло, или кабинет
ренессансного гуманиста. Кстати, сочинения Августина вызывали интерес у
флорентийских неоплатоников второй половины XV века. В мощной фигуре
святого, в его страдальчески вопрошающем взгляде, в жесте руки,
касающейся сердца, художник передал внутренние борения и силу духа,
устремленного ввысь.
На этой фигуре лежит явная печать влияния Кастаньо. Оно сказывается в
напряженной энергии форм и приглушенном цвете, словно подчеркивающих их
«каменную» природу.
Предметы, окружающие святого Августина, — пюпитр, книги, научные
инструменты, — изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими
способность художника схватывать сущность формы, но при этом не
бросаются в глаза и не отвлекают от главного. Возможно, этот интерес к
предметности как таковой связан с влиянием нидерландской живописи,
вызывавшей восхищение флорентийцев 15 века.
Итальянские художники эпохи Возрождения по-разному трактовали образ
Августина, примером чему служит интерпретация, данная венецианским
мастером Витторе Карпаччо.
«В лице этого святого Боттичелли выразил глубину, остроту и тонкость
мысли, которая свойственна лицам, исполненным премудрости и постоянно
погруженным в исследование предметов высочайших и наитруднейших».
Джорджо Вазари. «Жизнеописание Боттичелли».