Петровские преобразования
положили начало новому этапу в развитии русской культуры. В результате
петровских реформ происходит слияние двух культур — западноевропейской и
русской. Русская культура впитывает в себя достижения европейских
мастеров. В России появляются новые виды искусств (скульптура, светская
живопись, театр), получают развитие научные знания в области
естественных и точных наук. Происходит серьезная перестройка системы
образования. Образование принимает сугубо светский характер. Происходит
соединение теоретического обучения с практикой.Архитектура.
Архитектура переживала в петровское время переходный период, так или
иначе отражавший западноевропейское влияние. Наиболее заметно оно в
становлении в конце XVII — начале XVIII в. т.н. нарышкинского стиля, или стиля «московского барокко»
церковной архитектуры. Прежде всего, здесь меняется конструкция храма.
Появляются храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и
торжественные. Башнеобразные храмы дошли до нас в основном в
подмосковных барских усадьбах. Это церкви в Троице-Лыкове, в Уборах (обе
постройки архитектора Я. Бухвостова), это изящнейшая церковь Покрова в
Филях, усадебный храм Л.К. Нарышкина. Шедевром среди храмов
башнеобразного типа является церковь в Дубровицах.Появилась
и принципиально новая архитектура, основанная на ордерной системе
(колонны, портики, фронтоны). Скромные элементы этой системы свойственны
церкви Иоанна Воина в Москве (1708—1714). Новшеством были и компактные
храмы в виде ротонды, свойственные усадебным тройкам таких «западников»,
как Б.А. Голицын, князь Долгоруков (храм в Подмосковье, 1714 г.,
церковь в Перово, 1715 г. и др.).Интерьеры
церковных храмов стали украшаться многоярусными деревянными иконостасами
со сложнейшей декоративной резьбой, лучшими исполнителями которой были
белорусские резчики по дереву. Одним из блестящих мастеров резьбы был и
архитектор И.П. Зарудный.Новшества имели и
здания административно-хозяйственного назначения (Арсенал в Кремле).
Принципиально новая архитектура создала основу новой столицы России —
Петербурга. Здесь с самого начала получил развитие северо-немецкий
(голландский) вариант барокко со
сдержанным суховатым декором, со стремлением к максимальной
рациональности. Носителем этой тенденции был Д. Трезини. В первую
очередь, это знаменитый собор Петра и Павла. Облик города создавали
общественные здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостиные дворы,
Петровские коллегии 1723—1734 гг.). В облик Петербурга вложили труд
такие архитекторы, как Жан-Батист Леблон (Петергофский дворец),
Бартоломео Растрелли, А.Д. Захаров, И. Коробов.В
середине XVIII в. в русской архитектуре по-прежнему преобладает стиль
барокко. Самым заметным российским архитектором становится в это время
Бартоломео-Франческо Растрелли. Апогей его творчества приходится на
40—50-е гг. XVIII в. Крупнейшими произведениями Растрелли являются:
Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе, дворец
Строгановых на Мойке в С.-Петербурге, Большой дворец (перестройка) в
Петергофе, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве.В
царствование Елизаветы замечательным русским архитектором М.Г. Земцовым
строится Аничков дворец в С-Петербурге (1750). Большое внимание
уделяется строительству загородных императорских резиденций. В Стрельне,
Петергофе, Царском Селе в первой половине XVIII в. при участии
архитекторов М.Г. Земцова, А.В. Квасова, С.И. Чевакинского возникают
прекрасные ансамбли.Замечательным архитектором
середины XVIII в. был также Дмитрий Васильевич Ухтомский. Будучи
городским архитектором Москвы, он спроектировал и построил Кузнецкий
мост через Неглинную (найден недавно во время строительных работ),
Красные ворота (разрушены в 1930-х гг.) До нас дошло только одно его
сооружение — колокольня Троице-Сергиева монастыря.Живопись. Наиболее близким к повседневности был жанр гравюры
(в т.ч. книжной), имевший довольно большой круг ценителей. изм и жертвенность. В былинах,