Судовой врач Лемюэль
Гулливер попадает в страну Лилипутию, в которой живут маленькие, в
двенадцать раз меньше людей, человечки. Они захватывают Гулливера в плен, позже местный король
принимает от него вассальную клятву с обещанием послушания и
освобождает.
В этой части тетралогии Свифт саркастически описывает непомерное
самомнение лилипутов и их нравы, карикатурно копирующие человеческие.
Многие эпизоды здесь, как и в других частях книги, сатирически намекают
на современные Свифту события. Есть, например, конкретная сатира на
короля Георга I (вычеркнутая редактором в первом издании) и премьера
Уолпола; выведены также политические партии тори и вигов
(«высококаблучники» и «низкокаблучники»). Религиозные разногласия между
католиками и протестантами изображены знаменитой аллегорией
бессмысленной войны «остроконечников» и «тупоконечников», спорящих, с
какого конца надо разбивать варёные яйца.
В конце I части Гулливер ввязывается в войну между Лилипутией и соседним
государством Блефуску, населённым той же расой (комментаторы полагают,
что имеется в виду Франция, хотя есть гипотеза, что Свифт подразумевал
Ирландию). Гулливер захватывает весь флот неприятеля и решает войну в
пользу Лилипутии. Однако из-за придворных интриг Гулливера приговаривают
к ослеплению, и он вынужден бежать из Лилипутии. Иногда здесь видят
намёк на биографию государственного деятеля и философа виконта
Болингброка, близкого друга Свифта, обвинённого Георгом I в измене и
бежавшего во Францию.
Из-за этой (самой популярной) части тетралогии в современном языке слово
«Гулливер» часто используется как синоним гиганта, хотя на самом деле
Гулливер — обычный человек нормального роста, который лишь попадает в
страну карликов. В следующей книге Гулливер оказывается в стране
великанов, и там уже сам выглядит карликом.