Почему
герои Успенского так близки детям? Возьмем, например, Чебурашку. Сейчас
в семьях в основном один ребенок, а родители постоянно работают.
Конечно, такой малыш одинок. Поэтому-то ему и близки Чебурашка, дядя
Федор и кот Матроскин. Чебурашка - это олицетворение неприкаянности и
одиночества нынешних детей, это добрый и отзывчивый герой. Но он
преодолевает свое одиночество, в чем скрытый призыв и для ребенка. Герои
Успенского – самостоятельные личности, именно поэтому они любимы.
Детская литература держится на апологии детства. От Сорви-головы до
детей капитана Гранта, от Тома Сойера до Незнайки - все юные герои или
создают свои детские республики, или спасают взрослых, или помогают им в
важнейших делах. Малыш будет непременно подражать своим героям и расти
самостоятельным.
Кстати, Успенский сам рассказывает историю
появления Чебурашки. Однажды в Одесском порту он увидел в ящике с
бананами огромного хамелеона. Позже, когда стал писать повесть о
крокодиле Гене и его друзьях, ему захотелось написать о каком-нибудь
уютном, но незнакомом зверьке. А имя этому неизвестному науке зверьку
помогли придумать приятели, звавшие свою дочку Чебурашкой из-за ее
неуклюжих падений. Кстати, Чебурашка вместе с Незнайкой первые
отечественные герои в стране нашего детства. Все-таки родиной Буратино и
Чиполлино, Волшебника Изумрудного города и даже доктора Айболита, и
даже Мурзилки остаются далекие страны - Италия, Америка и так далее.
Проза
Успенского явно не изобразительная, а игровая, источником которой можно
назвать русские озорные сказки. И в стихах, и сказках Эдуарда
Успенского - здравый смысл вывернут наизнанку. Даже в повести «Вниз по
волшебной реке» он устраивает сказовый произвол, делая положительным
героем Бабу-ягу и комедийным неудачником Соловья-разбойника. Игровая
литература всегда изобретательна. В сказках Успенского заключен некий
сдвиг законов серьезного мира, которые выдумываются, изобретаются. Вот в
этом и ключ к творчеству Эдуарда Успенского. Он не изобразитель, не
наблюдатель, не созерцатель, он - изобретатель. Перевертывая жизненные
ситуации, обыгрывая их в своих играх, ребенок познает жизнь. Потому и
играют дети всех народов в дочки-матери, в семью, в работу, увы, в
войну, чтобы по-своему освоить взрослый мир.
Пожалуйста!^_^