Стихотворение "Студенты" написано Эдуардом
Асадовым на основе личных впечатлений. Хотя, конечно, потерявший зрение в результате
фронтового ранения, но, тем не менее, с отличием закончивший Литературный
институт поэт не был настолько безалаберным студентом. Но жажда жизни, умение
не унывать и считать трудности жизни преходящими – это его судьба и философия.
"Студенты" - это лирическое, хотя и с элементами юмора, стихотворение о молодежи,
написанное с любовью и уважением к лирическому герою, чей собирательный образ
автор описывает. Тема стихотворения - образ
студента.
Как
и многое у Асадова, оно длинное (15 строф: 12 четверостиший и 3 пятистишия), обстоятельное, с
моралью и четко выраженной позицией автора. Композиция – кольцевая. Первая
строфа заявляет проблему: студенты – особая нация. В последующих строфах
приводятся доказательства отличия студента от обычного человека. И тут же дается
характеристика противоречий его натуры. Последняя строфа во многом повторяет первую, но уже идея – студенты - особый и замечательный народ
– считается доказанной. Действительно: каждый может вспомнить подобные эпизоды
в своем настоящем или прошлом студенчестве.
Для
того, чтобы разнообразить и избавить от монотонности длинное стихотворение,
написанное пятистопным ямбом, Эдуард Аркадьевич
Асадов меняет количество стихов в строфе. Большинство строф имеет перекрестную
рифмовку. Но в третьей, пятой и шестой строфах появляется дополнительный стих,
рифмующийся с третьим стихом в характерной для Асадова манере. Эту же задачу –
нарушение монотонности - решает и замена перекрестной рифмы на кольцевую в
восьмой и девятой строфах.
Лексика общеупотребительная. Сочетание выражений
из студенческого быта(зачет, сессия,
сдать на двойку, хвост) и просторечных слов(ерунда, наплевать, что за черти, на
мели) со словами более высокого стиля(континенты, этнограф, нация, туманности
галактик, прицелы призм) является дополнительным штрихом в образ студенчества.
В стихотворении много риторических вопросов и
восклицаний. Они создают впечатление эмоциональной и доверительной беседы с
читателем. Этому служат и неточные рифмы.
Тропы. Употребление слова студент – это синекдоха,
так как речь идет обо всей студенческой братии. Особенности студента(спать или
не спать, например), являются гиперболой.Метафор: оставя хвост на деревьях – став человеком
разумным, сколько шестью шесть – потеря разума, прицелы призм – научные занятия.
Сухарь
этнограф – неэмоциональный педант. Эпитеты: веселый и особенный(народ), (дружба) твердая, мужская
Стихотворение Эдуарда Асадова заставило с
ностальгической теплотой вспомнить о своей учебе и товарищах-студентах.