Согласно данным Центра гидрометеорологического мониторинга, состояние экологии Астаны в 2007 году по сравнению с 2006 годом несколько улучшилось. Если в 2006 году индекс загрязненности атмосферного воздуха ИЗА5=4,7, то в 2007 году ИЗА.=4,28. Для сравнения: в АлматыИЗА5=12,1, Костанае — 2,9, в среднем по республике — 5,6. В 2008 году по оценкам специалистов в Астане ожидается определенное ухудшение качества воздуха, и ИЗ А- повысится до 5.
Основными загрязнителями воздушного бассейна города являются три вида источника выбросов: это стационарные источники (ТЭЦ, котельные), автотранспорт и неорганизованные источники выбросов (стройплощадки, промплощадки, цементные точки, асфальтобетонные заводы и т. д.).
Среди источников загрязнения воздушного бассейна столицы основным является автотранспорт, на его долю приходится более 56% общего объема валовых выбросов загрязняющих веществ, стационарные источники — на втором месте.
Согласно статистической отчетности объемы выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников по Астане уменьшились с 43,94 тыс. тонн в 2005 году до 42,26 тыс. и 42,11 тыс. тонн в 2006 и 2007 годах соответственно, т. е. динамика эмиссии загрязняющих веществ имеет положительную, с точки зрения экологии, тенденцию. В 2008 году эта тенденция сохраняется и ожидается сокращение эмиссии загрязняющих веществ в воздушную составляющую экосистемы города до 42 тыс. тонн.
Объемы же эмиссии от передвижных источников загрязнения растут: в 2007 году превысили 60,6 тыс. тонн, а в 2005 и 2006 годах соответственно составляли 44,1 тыс. и 46,2 тыс. тонн. Наблюдается рост концентрации загрязняющих веществ практически по всем видам газообразных веществ, выбрасываемых автомашинами: эмиссии диоксида серы возросли на 17%, оксида азота на 78%, углеводорода— на 26%, оксида углерода — на 25%.
Аналогичное положение в большинстве крупных городов Казахстана, где вклад автотранспорта в загрязнение воздушного бассейна достигает в последние годы 60% и более, а в Алматы - 80% от общих выбросов. В Астане доля передвижных источников загрязнения превысила 56%, что связано с постоянно увеличивающимся количеством автомобилей, а также наличием и использованием устаревших моделей машин, выбросы которых превышают экологически допустимые нормы. В 2005 году было свыше 120 тысяч, в 2006 — около 160 тысяч автомашин, в 2007 году свыше 210 тысяч зарегистрированных автотранспортных средств.