Вероятнее всего и инициатива акта царской коронации принадлежит также Макарию. 16-летний великий князь Иван Васильевич, проведший всю осень и начало зимы 1546 г. в беззаботной увеселительной поездке по своим селам и монастырям, возвратился в Москву 12 декабря, а на другой день, 13 -го, после беседы с митрополитом, вдруг объявил бояре о своем намерении жениться, но перед этим он пожелал "поискати прежних своих прародительских чинов". Конечно же речь шла о принятии царского титула.
Никто из предков Ивана не был царем. Заявление о "прародительских чинах" объясняется просто: люди средневековья с особым почтением относились к старине, поэтому любое новшество принято было маскировать под восстановление прежнего порядка.
Но почему Иван IV пожелал стать царем, не удовлетворившись великокняжеским титулом ? Слово "царь" происходит от латинского Сaesar, превратившегося из личного имени талантливого римского полководца в императорский титул. Царями на Руси именовали византийских и германских императоров, а также ордынских ханов. Поэтому, провозгласив себя царем Иван достигал одновременно нескольких целей.
Во-первых, тем самым он демонстрировал полную независимость Руси от Орды и, более того, равенство с нею. Во-вторых, подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследие. В-третьих, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой, т.к. русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором - германским. Наконец, обретение царского титула имело значение не только для внешней, но и для внутренней политики. Став царем, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих (тверских, суздальских, ярославских и др.) князей. В Византии император фактически возглавлял даже церковь. Все поучения византийских отцов церкви о почитании царя теперь переносились на государя всея Руси.
16 января 1547 г. великий князь Московский и Всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя, а 3 февраля того же года вступил в брак с дочерью окольничьего Романа Юрьевича Захарьина Анастасией.
В речи при царском венчании митрополит охарактеризовал высоту полномочий царского сана словами Иосифа Волоцкого: "Слышате царие и разумейте, яко от бога дана бысть держава вам и сила от Вышняго, вас бо Господь в Себе место избра на земле...".