. В стихотворении «Мужык» Янка Купала
отходит от фольклорно-мифологического мышления и, говоря о реальном положении
белоруса, обращается к более конкретно-индивидуализированным средствам
художественной типизации. Этому способствовала новая концепция купаловского
героя, впервые бросившего вызов своей судьбе:
В стихотворении –
обобществленный образ несчастного, заброшенного человека, который, однако,
обладает чувством самоуважения и стремится самоутвердиться в жизни. Формой
выявления этого образа становится объективизированный монолог, а центральной
мыслью этого монолога – утверждение моральных и духовных качеств селянина, в
первую очередь чувства его человеческого достоинства:
Это было стихотворение-поступок.
Люди услышали в нем голос белорусского крестьянина, того мужика, трудом
которого пользовался мир, а сам он был загнан и угнетен. Современники увидели в
этом произведении острую и художественно доказательную критику того исконного
пессимизма, которым были окутаны судьба и само существование белорусского
народа. Янка Купала утверждал уважение к простому человеку, право бороться за
свое человеческое звание. Именно таким образом он возвращал белорусу смысл
жизни, который, по сути, был для него потерян.