Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина – в 1959-ом. Стихотворение появилось в газете «Чарджоуская правда» в рамках статьи Белоусова «У истоков творчества».
Во время написания произведения Сергей Александрович получал образование в церковно-приходской школе в селе Спас-Клепики. Скорей всего, сам поэт не планировал печатать свои лирические опыты, созданные в 1910-1912 годах. Некоторая их часть стала достоянием широкой общественности благодаря Евгению Михайловичу Хитрову – местному учителю русского языка и литературы. Есенин нередко приносил ему стихотворения. Перед тем, как Сергей Александрович покинул школу, Хитров попросил его переписать лирические произведения в одну тетрадь. В итоге поэт отдал учителю десять стихов. Правда, объединены они были в две тетради. На счастье исследователей раннего творчества Есенина Евгений Михайлович опусы талантливого ученика сохранил. Несколько текстов Хитров позже опубликовал в рукописном журнале «Спас-Клепиковский работник просвещения».
«Восход солнца» – это поэтапное описание процесса зарождения нового дня. Текст у Сергея Александровича получился простым, не до конца проработанным. Тем не менее, в нем видна одна из ключевых особенностей всей последующей лирики Есенина – повышенное внимание к описанию природы средней полосы России. Видно, что поэт искренне любит родные пейзажи. Не зря вдали от Константиново он часто скучал по любимому селу, мечтал о скорой поездке домой. В качестве основного средства художественной выразительности в стихотворении «Восход солнца» используются олицетворения – «загорелась зорька», «лучи рассыпались», «небеса расстилаются». Наделение человеческими характеристиками природных явлений – важная черта лирики Есенина. Это связано с мировоззрением поэта. Он считал, что люди, стихии, представители флоры и фауны – дети матери-природы. Соответственно, подчиняются все единым законам.
Есть в «Восходе солнца» еще две черты, характерные для поэзии Сергея Александровича. Первая – опора на фольклор. Обратите внимание на зачин стихотворение – в нем явно чувствуется русская народная песенность. Вторая – использование определенной цветовой гаммы. В рассматриваемом тексте встречаются сразу три любимых есенинских цвета – голубой, золотой и красный.