Охарактеризуйте сословия России в конце 19 века. Что в сословном строе страны изменилась...

0 голосов
135 просмотров

Охарактеризуйте сословия России в конце 19 века. Что в сословном строе страны изменилась на изучаемый век?


История (71 баллов) | 135 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

По состоянию на начало XX века проживающие в Российской империи разделялись на подданных и иностранцев.

Подданные в свою очередь делились на природных подданных, инородцев и финляндских обывателей. В свою очередь природные подданные, жители Финляндии, а также некоторые из инородцев разделялись на сословные группы[1]

Согласно общим положениям в начале IX тома Свода законов (статья 2) все природные обыватели России предполагались разделёнными на четыре главных группы людей:

дворяне,христианское духовенство,городские обыватели,сельские обыватели (крестьянство).

Свод законов называл эти группы сословиями (статья 4), но комментаторы отмечали, что это название было весьма условным: эти группы людей не составляли одного целого и имели следующие подразделения:

дворянство делилось на потомственное и личное, последнее было ненаследуемым,духовенство разделялось по исповеданиям на православное, римско-католическое, протестантское и армяно-григорианское,городское сословие распадалось на пять различных «состояний» (статья 503):почётные граждане (личные и потомственные),гильдейское купечество, местноe и иногороднеe (до 1863 года три гильдии, затем только две),мещане или посадские,ремесленники или цеховые,рабочие люди.

Крестьянство также было неоднородно: выделялись помещичьи крепостные крестьяне, казённые или удельные (принадлежавшие государству или правящему дому), посессионные (приписанные к рудникам или заводам).

По наследству членство передавали: потомственные дворяне, потомственные почётные граждане, мещане и крестьянство. Другие состояния не только не наследовались, но даже не были пожизненными. Так, правами купечества лица пользовались лишь при условии уплаты гильдейских пошлин и после их уплаты любой мог приобрести все права купечества. Так же и духовенство не образовывало на практике особого сословия: дети низшего духовенства (священнослужителей и церковнослужителей) причислялись к мещанам, а духовные лица, сложившие с себя сан, возвращались в первоначальное своё состояние. Кроме того, лицо, имевшее духовный сан, могло одновременно принадлежать и к дворянству. Тем самым особые права духовенства на практике не были сословными правами, а просто преимуществами, присвоенными духовному сану. Цеховые и рабочие люди также реально не были особым сословием, так как им законодательство не присваивало никаких особых личных прав (какие были, например, присвоены почётным гражданам и купцам).

Казачество[править | править вики-текст]

Закон называл казачество «казачьим сословием», «казачьим состоянием», «казачьим званием», и «казачьим населением» (иногда в тексте одного и того же закона). Комментаторы-юристы объясняли это тем, что казак — это лицо другого (обычно крестьянского) сословия, носящее постоянное военное звание и потому с гражданской точки зрения казаки составляют группы внутри сословий, в основном, внутри крестьянского сословия, а с военной — воинское звание[2]. Но в работах, посвященных непосредственно казачеству (исторических, статистических), говорится о существовании отдельного сословия казаков как об абстракции, необходимой для понимания исторических и экономических процессов. В конце XX и начале XXI века исследователи потому отмечают, что раз крестьяне обычно рассматривались как податное сословие (платили подушную подать) Российского государства (наряду с мещанством), а казаки и несущие казачью службу инородцы (башкиры, калмыки, буряты и т. д.) подушной подати не платили, то казачество было отдельным сословием и с юридической точки зрения и относилось к неподатным сословиям (как и дворянство)

(166 баллов)