В Пестрых сказках Одоевский собрал образы и характеры, которые
использовал затем в своем более позднем творчестве. Изначальное название
с эпитетом «махровые», по мнению автора, более удачно отражало его
задумку – изобразить отрицательные качества людей под покровом внешней
благопристойности, на манер басни. Окончательный же вариант – пестрые –
лишь отразил разнообразие жанров и тем изложения.
Необычные истории чередуются как стеклышки в калейдоскопе, каждый раз
выкладывая непредсказуемый фантастический сюжет. Сказки написаны от
лица Иринея Модестовича Гомозейки, магистра философии и члена разных
обществ. В них - отношение автора к современным проблемам. Словами
чертенка он высмеивает светское общество: «день-деньской вас варишь,
варишь, жаришь, жаришь, а только и радости, что валит из реторты копоть,
да вода…». Сказки написаны совсем не для детей, это ироничные
гротескные истории с невозможными ситуациями, которые сказочным образом
встречаются в реальной жизни, как, например, сказка о мертвом теле,
неизвестно кому принадлежащем – про ловкого чиновника-взяточника,
умеющего повернуть любое дело в свою сторону.
Реальна и история о коллежском советнике с говорящем именем Иван
Богданович Отношенье. Кому не встречался чиновник, переписывающий
бесконечные бумаги, «не обращая внимания ни на дела, ни на просителей»?
Или Игошка – сказка в стиле народного фольклора о безногом - безруком
Игоше – плодом народного суеверия, на которого люди сваливают свои
неудачи и несчастья.
В одной из историй проскальзывает мысль, что люди могут оказаться
горсткой насекомых, пойманных в гигантскую банку, за которыми наблюдают
исполины. В их воле морить нас голодом, или выбросить весь земной шар за
окошко. Через несерьезные сказки до читателя доносится такая мысль, что
современный человек впал в заблуждение о том, что он умнее своих
предков. Люди престали сомневаться в себе. Предыдущие достижения кажутся
случайными, но факт в том, что при таком подходе у человека перестает
работать воображение, он существует в собственных рамках возможного и
невозможного, а для совершения чего-то действительно нового нужно эти
рамки переступить.