Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет
достоинство простых людей. Калашников борется за справедливость и
убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что
он самовольно расправился с его любимцем.
Кулачный бой в XVI веке на
Руси был состязанием, испытанием силы и удали русских богатырей без
ненависти и желания смерти друг другу. Победа в таком бою доказывала
лишь превосходство одного из соперников, торжество справедливости.
Предвестием предстоящего поединка становятся слова царя Ивана
Васильевича, обращенные к своему опричнику: «…или с ног тебя сбил на
кулачном бою / На Москве-реке, сын купеческий» . Царское предсказание не
тревожит уверенного в своей правоте Кирибеевича. В бою ему нет равного,
для победы над ним нужна «рука заколдованная» , то есть сила
нематериальная. С этой уверенностью в себе он выходит на бой, не
подозревая, что будет играть по иным правилам. «Не шутку шутить, не
людей смешить… вышел я на страшный бой, на последний бой» - эти слова
Калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок.
Судебник (документ XIV века) устанавливал, что если все возможности
разрешения конфликта уже исчерпаны, то в поединке должна победить не
сила, а правда, правота одного из соперников, которому Бог дарует победу
как доказательство высшей справедливости. Судный поединок – это бой
между истцом и ответчиком, оскорбленным и оскорбившим.
Калашников
убивает царского опричника, не раскрывая позорной тайны своего поступка,
не признавая за царем права узнать ее, о ней он готов поведать только
«Богу единому» . Кирибеевич наносит первый удар по кресту, по святым
мощам, значит, бьется он не с купцом, а с самим Богом, который защищает
Калашникова. Безусловно, конфликт Кирибеевича и Калашника не
исчерпывается поединком, в него вступает царь. На гневный вопрос царя
Ивана Грозного купец отвечает «по правде и по совести» , что волей
вольною убил он царского опричника. Но царь не волен над душой
Калашникова, поэтому он проявляет свою власть над телом: казнит купца.
Пострадав «за правду до последнева» , Калашников сам просит «милости» -
смерти, становится преступником, «душой грешной» , как бы присвоив себе
право высшего Судьи - карать неправого. На могиле Калашникова – кленовый
крест – символ убийцы (так хоронили самоубийц и государственных
преступников) . И здесь – проявление сложности и противоречивости
образа: православный купец похоронен «про меж трех дорог» , а могила
заступника за поруганную честь становится безымянной (об этом же говорит
и фольклорная традиция) . О могиле Кирибеевича не упоминается вообще,
как будто он совсем исчез из русской жизни. Калашников же, похороненный
вне церковной ограды, оказывается вновь победителем даже в смерти своей.
Конечно, и образ царя достаточно сложен в поэме: с одной стороны,
он жесток, похороненный купец «про меж трех дорог» - его напоминание
другим о том, что ожидает непокорных царской воле, своеобразный урок
своим подданным и их потомкам, с другой стороны, проявляет милость к
семье Калашникова. Несмотря на то, что мы переносимся в эпоху царя Ивана
Грозного, автор указывает на актуальность проблемы отношений между
властью и человеком в свое время.