Устное народное творчество оказало большое влияние на древнерусскую литературу, на ее форму, язык и стиль. Особенно это сказалось на исторических произведениях наиболее ранней литературной формы на Руси. Возникновение исторической литературы, в частности летописания, тесно связано с развитием общественного сознания, интересом к прошлому своей страны, попыткой определить Руси среди других стран и народов.
Фольклор отображал трудовой процесс, характер земледельческого занятия, быт и др.. Эти явления нашли свое эхо в так называемой календарной и обрядовой поэзии, дос-лидиты и изучить которую можно на основании архаичных остатков в быту украинского.
К календарной поэзии можно отнести образцы народного творчества, связанной с изменением времени календарного года - весны, лета, осени, зимы. К обрядовой поэзии принадлежит устное народное творчество, насыщенная в основном свадебными и похоронными обрядами-песнями. В обоих из них отражено языческие верования и обычаи, которые позже продолжали сосуществовать рядом с христианскими.
В календарной народной поэзии наиболее воплощены ни мистические верования, одухотворение природы, веру в магические силы ее явлений и т.п.. К такой поэтического творчества относятся колядки зимой, веснушки, выразительные, купальни, обжиночные и другие песни весны и лета. Подавляющее большинство из них связана с рождением, смертью и воскресением при-роды.
Позже языческие обряды обожания природы поедна-лись с христианскими верованиями о рождении, смерти и воскресении Христа. Примерами служат такие христианские праздники, как Рождество, Пасха (Пасха), Спас т.д..
Постепенно большая часть обрядовой поэзии потеряла свое культовое значение, и только колядки (выполняемых под Рождество) и щедривки (под Новый год и на Крещение) про-лей время сохраняли признаки своих бывших магических функций.
Естественную основу литературы XV в. составляла устное народное творчество: песни, предания, легенды, заговоры и зак-линання. Особое место занимали песни-былины. Известны былины Киевского и Новгородского циклов.
Устное народное творчество формировали думы, баллады, исторические песни, обрядовые, семейно бытовые лирические песни, сказки, загадки, пословицы, присказки.
В украинской литературе XVIII в. появились новые прозаические произведения, авторы которых не просто регистрировали факты, а стремились их обобщить, изложить свой взгляд на события и т.п.. В конце XVIII в. широкой популярностью пользовалась "История Русов или Малой России» неизвестного автора. Среди паломнической литературы (записки путешественников к "святым местам") известное произведение "Странствование" В. Григоровича-Барского. Живой образным языком автор описал впечатления от посещения Венгрии и Австрии, Италии и Греции, Египта и Сирии. Это произведение не утратил своего познавательного значения и поныне. В художественных произведениях все больше проникала живая народная речь. Например, басни и стихи Г. С. Сковороды усыпаны большим количеством пословиц и поговорок. Автор часто использовал народные сказки, песни, притчи. Творчество Г. С. Сковороды заметно повлияла на Ивана Петровича Котляревского (1769-1838) - зачинателя новой украинской литературы. Его известная поэма "Энеида", три части которой напечатано в 1798 году в Петербурге, воспроизводила реальные картины жизни общества. Исторические песни и думы, баллады и предания