Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Капельки солнца. Книга для чтения. 1 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
2. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
3. В одном счастливом детстве. 3 кл. ( авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
4. В океане света. 4 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
5. Методические рекомендации к учебникам для 1,2,3,4 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).[13]
Учебник “Рассказы по родной истории” Ворожейкиной Н.И.,
Соловьева В.М., Студеникина М.Т.
Этот учебник[14] предназначен для учеников 5 класса, но широко используется в качестве учебника для начальной школы.
Авторы освободили курс от идеологических догм и излишней
политизации, существовавших ранее, сделав акцент на культурологический
аспект содержания.
Учащиеся ознакамливаются о путях, пройденных нашим государством, об исторических корнях и судьбах ее народов.
Хронологическое изложение материала сочетается с тематическим,
обзорно-обобщающим (например, при рассмотрении материала о жизни и быте
населения в разное время, о развитии культуры, о выдающихся людях).
Принципиально новым является историко-географический подход в
отборе и конструировании материала, который позволяет сочетать сведения
по истории и географии, события современности и далекого прошлого.
Форма подачи материала - путешествие. Учебник содержит
дополнительный познавательный материал, предназначенный для внеклассного
чтения и способствует формированию интереса к предмету (“Записки
журналиста”, “Как царь Петр господ учил” .).
Большое внимание уделено в учебнике портретным характеристикам.
Достаточно широко используется прием персонификации, когда повествование
идет от первого лица (участника того или иного исторического события).
В содержании учебника включен материал культурологического
характера (о возникновении письменности, книгопечатании, памятниках
культуры, народном творчестве).
Учебник хорошо оснащен репродукциями картин известных
художников, фотографиями, рисунками, несущими не только иллюстративную,
но и смысловую нагрузку.
Однако, учебник был создан для учащихся десятилетнего возраста,
и, по данным практики, оказался трудным для усвоения для младшими
школьниками сложная терминология, большой объем материала, много
исторических дат и т.д.).
Учебник Ворожейкиной Н.И., Виноградовой Н.Ф.
“Наша Родина в прошлом. Беседы по истории для 3 класса четырехлетней начальной школы”.
Этот учебник[15] является первой частью комплекта для начальной
школы. Исторический материал о важнейших событиях истории Российского
государства с древнейших времен до 1917 года представлен в доступной для
детей младшего школьного возраста форме - небольших беседах. Это
создает возможность организации диалоговых форм проведения уроков, что
соответствует современным подходам в обучении.
Авторы учебника ориентировались на реализацию принципа учета
психологических особенностей восприятия детьми 9-10 лет исторических
сведений, учета интереса школьников этого возраста к истории, а также на
создание культурологического “фона” изучения предмета (использование
исторических документов, отрывков из научно-познавательной литературы,
воспоминаний современников, летописей и т.д.). Исходя из этого, авторы
размещают материал в соответствии с хронологическими этапами истории
страны:
· Древняя Русь;
· Московская Русь;
· Россия;
· Российская империя.
Материал культурологического плана помещен в рубриках “По
страницам книг и воспоминаниям современников”, “Страницы жизни
исторических личностей”, “Жизнь и быт людей”, “Памятники архитектуры”.
Введена новая рубрика “Советуем прочитать”. Методический аппарат хорошо
проработан, вопросы и задания учебника направлены не только на
репродуктивную деятельность ребенка (скажи ., расскажи .), но и на
продуктивную и творческую (объясни ., установи ., сравни ., как ты
думаешь .?).
Учебник Ворожейкиной Н.И., Виноградовой Н.Ф., Заяц Д.В.
“Наша Родина и современный мир. Беседы о России”.
Учебник[16] состоит из двух частей. В первой части авторы
знакомят детей с наиболее важными событиями истории советского
государства (1917-80-е годы), вторая часть состоит из двух разделов:
“Россия сегодня” (материал о российской семье, законах страны, ее
символике, государственных праздниках, организации государственной
власти) и “Мир вокруг нас” (о странах современного мира с набольшим
экскурсом в их историю).
Содержание новых учебников направлено на реализацию специальных
задач и целей начальной школы и подготовку детей к изучению
систематических курсов истории на второй ступени обучения. Программа и
учебники не “привязаны” к какой-либо дидактической системе и могут быть
использованы в любой начальной школе.
“Твоя Россия. Учебник-хрестоматия”
Авторы-составители Н.Ф.Чутко, Л.В.Родионова.
В учебник-хрестоматию[17] включены фрагменты летописей,
исторических документов, произведений Н.Карамзина, В.Ключевского,
А.Пушкина, А.Ишимовой, К.Ушинского, а также современных авторов.
Он может быть использован в любых начальных школах, хотя