Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или
иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а
через него и деловой, дружеский и т. д. контакт.
Широкое
понятие культуры непременно включает в себя то, что называют куль турой
общения культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать
сущность русского речевого этикета .
В коммуникации люди
передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что то
сообщают, к чему то побуждают, о чем то спрашивают, совершают
определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену
логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой
контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не
замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение
неписаных правил продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомый не
поздоровался при встрече, кого то не поблагодарили за услугу, не
извинились за проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого
поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе.
Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт,
поддержания такого контакта — ведь без этого деловые отношения
невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения
полезно всем, а особенно людям тех профессий которые связаны с речью.
Это и педагоги, и врачи и юристы, и работники сферы обслуживания и
бизнесмены, да и просто родители.
Правила речевого поведения
регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой
устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания
контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения,
благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования,
одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн.
др. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное
отношение к собеседнику что может создать благо приятный климат общения
Богатый набор языковых средств дает возможность вы брать уместную для
речевой ситуации и благоприятную для адресата ты- или вы форму общения,
установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную
тональность разговора.