Проблема "маленького человека" привлекала внимание всех прогрессивных писателей XIX века. Не прошел мимо нее и Александр Сергеевич Пушкин, заостряя особое внимание на бедах и проблемах "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
Беседу с читателем А. С. Пушкин начинает не со знакомства с главными героями повести, не с завязки сюжета, а с вопроса, отражающего причины трагедий и бед одного из героев: "Что такое станционный смотритель?" "И очень скоро мы ясно понимаем, что участь этих людей далеко не завидная", ведь работа — "настоящая каторга", "покою ни днем, ни ночью". Должность станционного смотрителя подразумевает больше обязанностей и ответственности, чем прав и привилегий, поэтому-то и называет их А. С. Пушкин "сущими мучениками четырнадцатого класса, огражденными своим чином токмо от побоев, и то не всегда".
Самое удивительное, что бесправие этих "маленьких людей", их невозможность достойно ответить на грубость, обиды и унижения именитых постояльцев еще и вызывают гнев и раздражение со стороны "господ". Вот почему "люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые" незаслуженно считаются "извергами человеческого рода, равными покойным подъячим или по крайней мере муромским разбойникам". Стремясь изменить это ошибочное мнение, А. С. Пушкин рассказывает нам "реальную" историю жизни одного из знакомых ему станционных смотрителей, и дочитав повесть до конца, мы понимаем, что действительно "сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде".
Заостряя внимание на проблемах "маленьких людей", А. С. Пушкин тем самым внес свой неоценимый вклад и в их разрешение, ведь не зря говорят, что правильная постановка вопроса — уже половина решения.