Мольер считал, что «главная обязанность комедии состоит в том, чтобы
исправлять людей, забавляя их», и подчеркивал общественный характер
комедийного и сатирического искусства, его действенное начало. Вместе с
тем в предисловии к «Тартюфу» драматург как представитель классицизма
сознательно опирался на авторитет античности — на Аристотеля, которого
теоретики классицизма считали своим главным наставником. Комедия
оптимистична по своей природе, а оптимизм требует известного
простодушия и мудрости.
В свое время теоретики предложили такую классификацию: комедия нравов, комедия характеров, комедия положений. Однако в произведениях Мольера все эти виды переплетаются, соединяясь органически и гармонично. Так, в его «Тартюфе» перед нами — яркое изображение нравов, доведенные до обобщающей полноты характеры и забавные, озорные положения.
Мольер продолжал традиции античной комедии и широко использовал фольклор средних веков и богатейшее литературное наследие эпохи Возрождения. От средневековых сатирических рассказов у Мольера — бытовая конкретность и яркий колорит. Мастерство развития сюжета и органическое единство интриги, пародийная параллельность построения сцен и характеров, исключительная динамика роднят Мольера с великими комедиографами Возрождения и лучшими достижениями итальянской комедии, и все это органически соединено с эстетическими принципами классицизма.