Александр III был вторым сыном Александра II, не являлся прямым наследником престола и его не готовили как будущего правителя страны465. Он получил обычное для великих князей военное образование, особенными способностями и успехами в учебе не отличался. Педагоги называли его старательным тугодумом. Александр III имел мужиковатую внешность, был невысоким, широкоплечим, физически сильным, носил бороду, ходил в простой рубахе, любил чарку, не лез в карман за бранным словом. Любимым занятием царя были военные парады, рыбная ловля466 и пешие прогулки. А. Ф. Кони придумал ему элегантное прозвище «бегемот в эполетах», соответствующее как физической мощи, так и умственной ограниченности Александра III. Однако император был не глуп, но мышление его было слишком приземленным, отсутствовала фантазия и умение видеть перспективу. Он отличался осторожностью, проявлял сдержанность во внутренней политике, мудро избегал войн. По своим взглядам Александр III был консерватором, крепостником, уваровцем. Убийство отца еще больше утвердило его убеждение во вредности либерализма и необходимости сохранения старых традиций.
Применительно к политике Александра III в 80‑е гг. XIX в. возникла теория «реформы и контрреформы», которая в 1990‑е гг. трансформировалась в теорию «реформы и корректировка реформ». Авторы последнего подхода считали, что во все времена царизм, проводя реформы, не просчитывал их последствий, не учитывал национальных особенностей, что, как правило, приводило к социальным взрывам. И, как следствие, возникала необходимость в корректировке реформ, чтобы сгладить возникшие в обществе противоречия. Реформы Петра I корректировались «верховниками» и Анной Иоанновной, преобразования Екатерины II – Павлом I, реформы Александра I – Николаем I, Александра II – Александром III. Другие исследователи объясняют отход от политики царей-реформаторов элементарным страхом вновь воцарившихся правителей и дворянства потерять власть над обществом.
Однако в политике Александра III необходимо выделить две составляющие: контрреформы в политической сфере и продолжение либеральных преобразований – в экономической.
Консервативный курс в политической сфере начал проводиться не сразу. Вступив на престол, Александр III некоторое время колебался между продолжением прогрессивной политики отца и поворотом в сторону реакции. Все зависело от влияния окружения. После цареубийства правящие верхи переживали растерянность и страх467, власть была дезорганизована. Либеральные бюрократы, занимавшие ключевые посты в правительстве468, также впали в панику и не смогли оказать энергичного давления на колеблющегося Александра III.