Я Ведь так поняла?
Петербургские повести - общее название ряда повестей,
написанных Гоголем, и название сборника, из них
составленного.
Объединены общим местом действия Санкт-Петербургом
1830—1840-х годов.
Всего в цикл "Петербургские повести" вошло пять небольших
произведений:" Невский проспект","Нос","Портрет","Шинель" и
"Записки сумасшедшего".
Все эти повести объединены общей темой темой
изображения Петербурга, большого города, столицы
Российской империи.
Единство цикла определяется не только предметом
изображения, но и содержанием повестей, их социальным
смыслом, местом в творчестве писателя.
в "Невском проспекте" один из героев, художник Пескарев,
пойдя вслед за красавицей, вдруг понимает, что её внешнее
очарование вовсе не означает добродетели.
Симпатичная мишура не обозначает внутренней сущности.
Поверхностные и глубинные свойства в человеке разобщены.
И это очень ярко видно здесь, в центре Петербурга,
на Невском проспекте, где каждый час прогуливаются разные
люди - то дворники, то высокие чиновники, то беднота.
И в этом и состоит та парадоксальная сущность этого
средоточия российской столицы.
В повести"Портрет", напротив, заветная мечта героя
(также художника) как будто бы сбывается -
внезапно разбогатев, он обретает возможность заняться
высоким искусством, не думать больше о заработках,
реализовать свой талант.
Но власть золота оказалась сильнее идеи творчества.
Чартков становится модным и дорогим художником,
но по мере того, как возрастает его состояние,
умаляется его талант.
Когда герой понимает, что из-за жадности лишился
главного своего сокровища, он, движимый злобой и
завистью, тратит свое огромное состояние на уничтожение
шедевров искусства, а затем в безумии и горячке умирает.
В повести "Нос", читатель сталкивается с еще более
причудливым миром.
Здесь речь идет о событиях совершенно невозможных.
Нос, отделившись от своего владельца, чиновника,
называющего себя майором, начинает разъезжать
по улицам.
Главный герой повести "Шинель" Акакий Акакиевич
Башмачкин-титулярный советник, переписывающий бумаги
в департаменте.
Он во всем обижен судьбой, но не ропщет, а наоборот,
кроток, смирен и начисто лишен честолюбивых мечтаний.
У него нет ни семьи, ни друзей. За человека его никто
не считает.
Шитье шинели для него явилось не только спасением
тела от холода, но и возвышением души, своеобразным
утверждением человеческого достоинства.
"Маленький человек", по мнению Гоголя, страшен
именно потому, что он настолько мал, что в него не
умещается ни одна божественная искра.