Батальонный командир Свиньин не мучается угрызениями совести,что наказан человек,совершивший подвиг,а ему важно не только общественное мнение,сохраняющее его лицо,но и одобрение окружающих,сам он доволен собой,уладил дельце.В финале рассказа ,Свиньин встречается с владыкой,говоря ему всю правду о прошествии.Владыко интересовался "светскими событиями",ему были интересны мирские слухи.Свиньин выражает смущение,что наказан рядовой,спасший человека и правда была искажена.Но владыка,внимательно всё выслушав ,делает удивительный вывод ,что неполная истина не есть ложь.Дальше рассуждения владыки становятся ещё более непонятными.Простой человек не нуждается в поощрении,воину терпеть унижения и раны,гораздо полезнее,чем получить награду.Простолюдину физические наказания не вредят,а наоборот, укрепляют его дух.Слова владыки далеки от истины,он взял на себя смелость признавать скрытую правду-неполной истиной.Владыке чуждо сострадание,он бессердечен и жесток даже в своих рассуждениях.Благословляя Свиньина,он нарушает заповеди,которые он должен проповедовать."Не обмани", владыко переворачивает в угоду обстоятельствам,подвиг Постникова становится долгом,лишь из за происхождения рядового.Лицемерно, владыка переворачивает святое чувство сострадания,спасение жизни в то,что святость свойственна только Богу,а для простолюдинов это лишь долг.Одобрив поступок Свиньина,владыко уверен,что справедливость не пострадала. То,как ведёт себя владыко,не поддаётся пониманию,это и лицемерие,и вседозволенность-судить других,и искажение истины,и оправдание бесчеловечности,и сословное неравноправие.Тот,кто должен проповедовать истину,учить состраданию,любви ,заботе о ближнем,удовлетворяет лишь своё любопытство.Его поведение подчёркивает пороки того времени,когда у власти были самодуры,безголовые военные выполняли команды,рядовые были безвольными рабами,а всё общество в целом,не имело права думать,а лишь равнодушно наблюдать за жизнью.Автор не причисляет себя к "избранникам неба",не думающих о смертных,не понимающих добро,которым чужда любовь,неведомо сострадание,что свойственно надёжным людям,с малой верой и близким к земле.