В рядах Раскольников были представители самых разных слоев населения: бояре, купцы, стрельцы, посадские люди, крестьяне, многие (особенно провинциальные) священнослужители.Причины раскола многообразны. Ученые В. О.Ключевский, Н. Ф.Каптерев, П. Н.Милюков основными мотивами раскола считали консерватизм, приверженность русского народа дедовским обычаям, неприязнь к новшествам, особенно заимствованным с Запада.Протоиерей, историк философии и общественной мысли В. В.Зеньковский рассматривал раскол, как протест против заражения церкви "мирским духом", что угрожало вековой мечте о священном православном царстве на Руси.Историки А. П.Щапов и Н. М.Никольский видели в расколе проявление социального протеста широких народных масс против усиления крепостнического гнета со стороны государства.Видимо, все эти факторы имели место. Кроме этого, надо иметь в виду, что реформа была проведена поспешно, без должной подготовки массового сознания, с помощью насилия, хотя ее политико-дипломатические цели были, видимо, оправданы.Возможно, раскол не пустил бы такие корни, но, по мнению известного специалиста в области православной церкви А. В.Карташева, уход в 1658 году Никона с патриаршего поста усилил фанатизм вождей раскола, вселил в них веру о возвращении старых порядков. Но, осудив в 1666 году Никона и сослав его в монастырь, царь не отменил реформ патриарха. Никон был обвинен в неуважении к царю, вмешательстве в светские дела, гордыне, нарушении норм церковной жизни и др.Действительно, Никон пытался возвысить церковную власть над светской и отменитьСоборное уложение 1649 года. В начале своего патриаршества он вытребовал себе титул "Великого государя", заявляя о необходимости решающего значения его голоса в любом государственном деле. В тот период царь принял условия Никона, так как считал эту меру полезной для проведения церковной реформы. Однако по мере ее осуществления он все больше тяготился притязаниями патриарха на лидерство в стране.Начало раскола относится к 1654 году, к выступлению протопопа Аввакума Против нововведений. Среди сторонников раскола были такие даровитые и умные люди, как Иван Неронов, Андрей Денисов, Спиридон Потемкин и др. Они выступили под флагом "хранителей древнего благочестия". Протопоп Аввакум писал в своем "Житии", что до появления Никона именно Россия была центром и хранительницей истинного православия, и поэтому, "...не нам у греков, а им у нас надо учиться правой вере". С точки зрения исторических фактов протопоп Аввакум и его товарищи были правы: не русские, а греки отступили от традиций первых христиан, пересмотрев в XII веке обрядовые нормы. Что касается исправления священных книг, то у греков погрешностей и ошибок встречалось не меньше, чем у русских.