А. С. Пушкин поднимает несколько тем:
1. Жизнь, быт и нравы провинциального дворянства. Богатый своевольный и жестокий помещик Кирила Петрович Троекуров, у которого охотничьи собаки живут лучше крестьян, поссорившись с бедным соседом Андреем Гавриловичем Дубровским, подкупает суд и отсуживает у него поместье Кистенёвку.
2. Тема продажности судебной системы и всего государственного устройства. Приехавший на похороны отца, которого убила судебная тяжба, молодой Дубровский понимает, что не сможет добиться справедливости законным путём.
3. Тема благородного разбойничества. Владимир Дубровский поджигает уже не принадлежащее ему поместье, создаёт из своих крепостных разбойничий отряд и грабит нечестных на руку богатых помещиков.
4. Тема мести и любви. Чтобы отомстить, Дубровский проникает в поместье Троекуровых под видом учителя-гувернёра, но, влюбившись в дочь Кирилы Петровича Машу, отказывается от мести. Маша отвечает ему взаимностью. Когда Троекуров узнаёт об этом, Дубровскому приходится скрыться.
5. Тема верности обету, данному Богу. Кирила Петрович против воли дочери срочно выдаёт её замуж за старого богатого повесу князя Верейского. Опоздав, уже после венчания Дубровский приезжает за Машей, но она, давшая в церкви клятву быть женой князя, отказывает ему. Дубровский распускает отряд и уезжает заграницу.
Идеи романа переплетаются с темами. Это правдиво показанная праздная жизнь помещиков-самодуров, интересы которых обслуживает погрязшее во взятках и прогнившее донельзя чиновничество, и сочувствие к благородной мести русского Робин Гуда, и возможность любви между сословно неравными влюблёнными.