Начиная с XX века, в России усиливается практическая роль географической науки. Особенно после того, как был провозглашен сдвиг хозяйства на Восток - в малоосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока. Для их освоения необходимо было наладить транспортные связи. В этом смысле практическое значение имел Северный Ледовитый океан. Еще со времен М.В. Ломоносова было ясно, что наши северные земли нуждаются в развитии путей сообщения - без этого невозможно было освоение богатых ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Впадающие в Северный Ледовитый океан многочисленные реки и Северный морской путь могли бы стать основой транспортной системы. Для создания такой системы в конце XIX - первой половине XX в. на побережье и островах Северного Ледовитого океана строились радио - и метеостанции, устанавливались навигационно-опознавательные знаки и маяки, уточнялись морские карты и лоции. Навигация осуществлялась специальными судами — ледоколами.