Тема свободы в творчестве А. С. Пушкина.
Тема свободы - одна из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без неё он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы, творчества, жизни, мировоззрения. Слово "свобода" в "пушкинском" словаре имеет синонимы: "вольность", "воля", "вольный".
Свобода - это точка зрения на мир, на людей и на самого себя.
Свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность.
Ода "Вольность", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд", "Деревня" - это аллегорические образы пушкинского представления о свободе, находящиеся в одном ряду с аллегорическими образами Закона. Аллегории свободы противопоставлены "отрицательным" аллегориям "тиранов мира, рабству, неправедной власти".
Свобода - ключевое понятие творчества Пушкина:
1) Свобода как социальный, политический, философский и нравственный идеал поэта (понимание свободы распространяется на все жизненные состояния человека; наличие свободы определяет целостность жизни);
2) Переосмысление понятия свободы на различных этапах жизни и творчества поэта.
17 год - ода "Вольность"
18 год - "К Чаадаеву" ("свободою горим...")
19 год - "Деревня" (служение идеалам свободы, политическая свобода)
22 год - "Узник" (романтический идеал свободы)
23 год - "Свободы сеятель пустынный" (трагические мысли о неспособности бороться за свободу и принять её)
24 год - "К морю" (прощание с прежними идеалами свободы)
27 год - "Во глубине сибирских руд" (освобождение узников-декабристов, за которыми стоит встреча с братьями)
28 год - "Анчар" (философское осмысление рабства и деспотизма)
Вывод: в 20-х - 30-х годах XIX века Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости. Если раньше тема личной свободы возникала на фоне темы "узника", "узничества", то в творчестве последних лет поэта эта тема преобразилась. Любое нарушение прав личности расценивается Пушкиным как подавление человека, как покушение на его свободу, стремление его унизить.